Несколько недель назад в своей авторской колонке шеф-редактор «Вашего досуга» Inner Emigrant высказал радикальную мысль, что текущий кризис — отличный пинок театру, который робеет переходить в онлайн. Материал предсказуемо вызвал неоднозначную реакцию, и мы не придумали ничего лучше, чем попросить его на конкретных примерах проиллюстрировать, в каких «новых формах» театр онлайн вообще возможен. Получилась огромная и информативная статья, где много смешного, неоправданных надежд, но главное — она будоражит воображение и пробуждает интерес к настоящему и будущему.

Почти два месяца назад, когда Правительство России закрыло все театры в стране, от Министерства культуры поступила рекомендация театрам и музеям развивать активность онлайн. В нашей стране театры находятся в зависимом положении от планов Минкульта. Боясь оказаться без финансовой поддержки и хоть какой-то компенсации потерь, вызванных карантином, почти каждый театр принял «рекомендацию» как указание к действию. Театры, которые раньше не могли даже наладить себе достойное присутствие в социальных сетях, бросились выкладывать архивные записи в интернет. Социальные сети захлестнули актеры, читающие стихи и пьесы. Те, кто опытнее и мудрее, начали устраивать онлайн-семинары. К этому добавились архивные записи мировых театров, и в итоге все превратилось в истеричную кашу, надолго отбивающую желание потреблять театр онлайн когда-либо.

Но! Параллельно с этим многие театральные (и не только) компании мира восприняли переход в онлайн как ценную возможность. В России тоже почти каждый третий актер начал играть спектакли в Skype или Zoom, но это в лучшем случае можно рассматривать как попытку освоиться в новых реалиях. Наряду с такими «опытами» (многие из которых зрителю вовсе показывать должно быть стыдно) развился и заставил в полный голос говорить о себе новый жанр — спектакли, которые случаются у вас дома.

Моя хорошая знакомая Марина Захарова (один из лучших концертных фотографов Москвы), где-то неделю назад позвонила с предложением сыграть онлайн в некий аналог «Что? Где? Когда?». Мне пришлось сбросить вызов и в ответ я отправил ей SMS, после которого она долго гадала, не пора ли мне вызвать врачей. Мое сообщение гласило следующее: «Извини, не могу говорить, лежу в ванной на спектакле». Спустя сутки ситуация повторилась. Только на этот раз мой ответ был суше, поскольку я участвовал в спектакле по переписке в мессенджере, сидя на балконе, и не мог надолго отвлечься. Ограничился коротким: «занят, переписываюсь с Джульеттой». Через пару дней наш с ней диалог вовсе походил на пьесу:

— Говорить можешь?
— Прости, я в видеоконференции прохожу тренинг для работы в Facebook.
— Опять спектакль? о_О
— Ага)))

Как человека, основательно интересующегося театром, меня быстро перестали интересовать архивные записи — их за свою недолгую 32-летнюю жизнь я посмотрел почти тысячу. Онлайн-обсуждения «кризиса в театре» и лекции «Каким будет театр после изоляции?» — утомили на вторую неделю карантина. Тогда я решил действовать — узнавать и пробовать первые значимые шаги театра в онлайне. Поэтому в этой статье вы не найдете информации о новых пьесах об изоляции, не найдете анализа драматургии коронавируса или перечня лучших спектаклей, запись которых можно увидеть онлайн. Тут я постараюсь рассказать о новом театре, который готов войти к вам домой и изменить ваше представление о том, что театром является. К счастью, такой театр совсем не ограничивается Россией. Зная один только английский язык, можно отслеживать текущую ситуацию по всему миру и подарить себе много экстравагантных воспоминаний.

СПАСИ И ИММЕРСИ

Казалось бы, именно иммерсивный театр должен был пострадать из-за карантина в первую очередь. Все «променады», «бродилки» и «экспириенсы» привязаны к конкретной локации, требуют присутствия зрителей в определенном месте. Традиционный театр, где зритель сидит в кресле и смотрит «в сцену», можно снять на камеру и показать. Даже в России нашлись театры (Сатирикон, Александринский), которые худо-бедно сыграли свои премьеры онлайн, при пустом зале, только для камеры. Иммерсивный театр никак тактильные ощущения и переживания от нахождения в конкретном пространстве передать онлайн не может. Но, по иронии, именно традиционные онлайн-трансляции наскучили в первую очередь, оказались пустыми и безжизненными. И именно иммерсивный театр смог первым адаптироваться под новый «социально дистанцированный» мир, предложить что-то свежее и предпринять интересные попытки перенести театральную магию в дом к каждому.

ПРИМЕР:
Буквально вчера, при поддержке Гете-института, прошла интересная и (что многим может быть особенно приятно — совершенно бесплатная) премьера «9 движений, которые превратят ваш дом в театр» — нового спектакля знаменитой театральной компании Rimini Protokoll, специализирующейся на хорошем иммерсивном театре. За российскую адаптацию отвечали команды «Импресарио» Федора Елютина и «Мобильного Художественного театра» Михаила Зыгаря. Спектакль длится без малого 7 минут. Вас просят надеть наушники, взять в руки телефон, запустить на нем аудиодорожку и отправиться в аудиотур по собственному дому. Как нетрудно догадаться из названия, вам понадобится совершить 9 простых движений, позволяющих осмыслить свои стены, мир за ними, мир внутри себя. Постановщик Штефан Кэги учел в этом спектакле многие черты «театра с доставкой на дом». Он недолго длится (так что вряд ли за эти считанные минуты вас что-то отвлечет). Он побуждает переоткрыть для себя «ощущение дома». Он призывает вас самих сыграть для себя спектакль. Мотивирует подойти к саморазвлечению как к работе.

Редакция «Вашего досуга» публикует аудиодорожку этого спектакля, чтобы вы могли испытать его прямо сейчас сами. А дальше, прежде чем перейти непосредственно к разным форматам онлайн-театра, давайте попробуем понять, почему лидером стал именно иммерсивный театр.

УДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ

Безусловно, иммерсивный театр, где все зависит от самого зрителя, где требуется его включенность, активное участие и желание действовать, подходит не всем. Как я часто рассказываю на лекциях, самые благодарные зрители иммерсивных «шоу» — те, кто в цирке первыми поднимают руку, когда фокусник ищет добровольцев. Но одного преимущества у этого вида театра не отнять — он держит наше внимание. Когда вы смотрите архивную запись даже самого приятного спектакля у себя дома, вас обязательно что-то отвлечет: будь то желание заварить себе кофе, закончившаяся стирка, звонок подруги или беснующиеся дети. Реальность имеет первый приоритет, мы на нее откликаемся, реагируем, и теряем концентрацию. Хороший иммерсивный опыт ставит своей главной целью поглотить наше внимание, погрузить нас в свое действие, вырвать из реальности, даже если теперь он разворачивается не во внешней локации, а через онлайн прямо у нас дома.

НАСЫЩЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМАТОВ

Несколько недель назад, фантазируя о новой, цифровой эпохе театра, я мечтал об отдельной платформе, где бы удалось агрегировать все проявления театра в диджитальном мире. С тем обилием архивных записей и стихийно возникающих трансляции создать единый агрегатор не удалось никому (хотя многие пытаются до сих пор). Но зато в англоязычном интернете появился отдельный агрегатор иммерсивно-интерактивных онлайн-спектаклей — сайт No Proscenium. Там можно найти и десятки спектаклей для детей, и сотни спектаклей для взрослых. Если вы знаете английский язык, рекомендую вам не ждать, когда российские театральные деятели адаптируют многие из представленных там жанров, а опробовать их прямо сейчас из первых рук. Именно на основе этого агрегатора мне удалось систематизировать текущее состояние новых форм театра эпохи коронавируса. Именно благодаря этой платформе я опробовал на себе десятки разных спектаклей, экспириенсов, шоу и игр, на самых интересных из которых остановлюсь подробнее.

ФОРМАТ 1: Я ЛУЧШЕ СЫГРАЮ

Что вы любили делать дома в детстве? Наверняка играть, представляя себя тем или иным героем. Вероятно, вам также приходилось после плохого спектакля восклицать: «Да даже я сыграю лучше!». Теперь у вас есть такая возможность. Онлайн-театр готов предложить вам примерить на себя разные роли. Вы играете свою, другие зрители — свои. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Плохая, профанная и дилетантская игра должна была бы все уничтожить, но только если не была задана верная рамочная конструкция. Например, по правилам вы должны говорить только метафорами, ни в коем случае, не выражая свои мысли и намерения прямым текстом. Элементарное условие, но оно делает фальшь вашей актерской игры всего лишь элементом спектакля.

ПРИМЕР:
Одним из первых опытов иммерсивного театра онлайн для меня стал спектакль, поставленный Clio Yun-Su Davies под названием «Pass the Sugar, Please», что переводится как «Передайте сахар, пожалуйста». Как подсказывает название, вы попадаете на онлайн чаепитие с «друзьями» и «незнакомцами». Звучит безобидно, но еще на этапе покупки билета вас заинтригуют заманчивой надписью «строго 18+».

Чуть позже вы обнаружите, что оказались в ролевой игре, где «за одним столом» встречаются на послеобеденный чай люди, которые познакомились накануне вечером в клубе любителей развратного секса. Каждый участник должен передать ряд сообщений о своем интимном опыте своему партнеру, не говоря об этом явно. Чтобы сделать это, игроки рассказывают о закусках и чае, представленных в цифровом виде, используя их как метафоры половых актов, в которых они участвовали.

Все, что вам нужно для участия, это включить видео и аудио в Zoom и готовность выдавать себя за воображаемого человека в течение полутора часов. Вы будете играть персонажа на основе предоставленного вам описания, импровизировать в диалоге с другими игроками и пытаться придумать некоторые очень странные выражения для сексуальных действий. Некоторые из тем в игре включают БДСМ, анонимный секс и раскрытие сексуальных тайн, и, хотя тон легок, к теме относятся с уважением. Обучают техникам безопасности, помогают избавляться от неловкости и неуклюжести в разговорах о сексе людей разных пристрастий и ориентаций. После участия, фразы в духе «я бы хотел, чтобы сосиска потуже прилегала к булочкам» покажутся вам детским лепетом.

НЕДОСТАТОК:
Самый очевидный недостаток такого формата — сама необходимость играть. Так уж устроена наша психика, что когда нам озвучивают те или иные правила игры, нам хочется выиграть или не играть вовсе. Мы чувствуем себя плохо, если проиграли, и ужасно, если выиграть было невозможно в принципе. Это явление губит не только онлайн-театр. Та же особенность многим людям испортила впечатление от спектакля «Игрушки», который был показан прошлым летом на фестивале Нового Европейского театра и предлагал зрителям «соревноваться за наследство». Если нас втягивают в игру, в которой не дают победить, не стоит потом удивляться, что такой опыт многим покажется «отстойным».

ФОРМАТ 2: СОЕДИНЯЯ ЛЮДЕЙ

Многие режиссеры, которые начали предлагать изолированным людям по всему миру «театр с доставкой на дом», отмечают, что идея пришла к ним из желания скрасить пребывание в четырех стенах себе и окружающим. Из этого желания выросло особое направление — «психотерапевтический театр», мотивирующий зрителей делиться друг с другом верой, социальной поддержкой и даже собственным теплом.

ПРИМЕР:
Постановки вроде тех, что делают (в более игровой форме) Majestic Repertory Theatre, предлагает несколько подобных форматов. В одном из спектаклей вам нужно выслушивать грехи других людей и отпускать их. Затем делиться своими грехами и ждать отпущения. Особенно забавен опыт, где вам надо держать ладонь перед камерой, передавая зрителю «напротив» через экран тепло своих рук. Да, подобную практику «заряжать через экран» придумал еще Кашпировский, но он не догадался назвать это театром.

НЕДОСТАТОК:
Недостаток тут один — все, что использует психотерапевтические практики, играет с ними, но не проводится профессионалами в области психотерапии — вредно, или, как принято сейчас говорить, «токсично». Люди играют с тем, чего сами не понимают. Часто авторы  делают это из лучших побуждений. В российском театральном сообществе многим знакомы фамилии постановщиков, которые обращаются к перформансам ретравматизации исключительно потому, что сами не справились со своей травмой. Совет тут один: пока в стоимость билета вам не включили бесплатную поддержку психолога, все, что похоже на сеанс психотерапии, откровенные разговоры о насилии или создают иллюзию поддержки, лучше игнорировать. Если у вас возникает потребность в таком опыте, лучше обратитесь к профессионалам, чем к травмированным перформерам.

ФОРМАТ 3: ПЕРЕОСМЫСЛЯЯ ЧУВСТВО «ДОМАШНЕГО»

Последние недели многим приходится работать, учиться и общаться онлайн из собственного дома. Через камеру у нас в квартирах, в нашей «крепости», побывали вереницы людей, порой не всегда знакомых и приятных. Часто те, кого мы никогда бы не пригласили домой. Наш уют и быт становится проходным двором. Мы теряем ощущение домашнего уединения и защищенности в собственных стенах. Именно это чувство начал стараться вернуть нам театр.

ПРИМЕР:
Во многом именно в эту категорию попадает спектакль «9 движений…», о котором мы говорили в начале. Но есть и другие, не менее фактурные опыты. Например, спектакль «Play In Your Bathtub», что переводится как «Пьеса в вашей ванной». Поставила спектакль компания, название которой, наверняка многие уже выкрикнули в своей голове, читая эту статью, — «Это не театр!» (This is not a theatre). Хотя именно этот спектакль ближе всего к традиционному театру и традиции «радиопьес». Вам нужно наполнить ванну, зажечь свечи, лечь (и если это не «погружение», то что же тогда?), расслабиться и включить пьесу — только слушать историю, переоткрывая для себя расслабляющий эффект привычного «принятия ванны». Сами создатели характеризуют этот опыт как «иммерсивное аудио-СПА». 

Похожий, но менее драматургически отлаженный опыт (зато полностью на русском языке) предлагает «Мобильный Художественный театр» (МХТ) — спектакль-детектив, который называется «Отравленный пояс», герои которого самоизолируются также как вы (и при должном воображении прямо «у вас дома»). 

НЕДОСТАТОК:
Главный недостаток этого очень милого и очаровательного формата предсказуем. Он слишком сильно походит на радиоспектакли. Люди старшего поколения наверняка помнят грампластинки с записями аудиоспектаклей, где известные актеры читали текст. Тут тот же эффект: вы либо слушаете их фоном, либо поддаетесь и переноситесь в альтернативные воображаемые миры, при должно самоотдаче.

ФОРМАТ 4: В ТЕАТР КАК НА РАБОТУ

Вряд ли сегодня кто-то не знает, что такое Zoom. Хотя каких-то пару месяцев назад не знало большинство. Каждый из нас оказался втянутым в многочасовые рабочие онлайн-конференции и обсуждения, где часто кроме усталости от болтовни и ощущения потраченного времени в финале не остается ничего, никакого реального результата. Как я часто говорю на лекциях, театр — это искусство фальши. Спектакль, оперируя игровыми средствами, не всегда должен заставлять вас верить в происходящее. Порой гораздо ценнее, что он заставляет вас увидеть в спектакле фальшь вашей реальной жизни. Именно такой эффект вызывает этот формат, где многочисленные онлайн-эксперименты предлагают вам поиграть в рабочий чат или видеоконференцию, чтобы обнажить их низкую эффективность.

ПРИМЕР:
Спектакль «I don’t want to see this» компании «Импресарио» — один из самых интересных спектаклей такого формата с точки зрения технической реализации, и при этом совершенно беспомощный драматургически. Итак, вы подключаетесь к видеочату в Zoom, где вам сообщают, что теперь вы — соискатель на должность модератора «запрещенного» контента в Facebook. Именно по вашему решению будут удаляться агрессивные комментарии, сексуальные изображения, оскорбления и фашистские призывы. Вам всего лишь нужно пройти часовой тренинг, чем и является спектакль. Начало интригует, узнать по какому принципу удаляются посты в Facebook, прикоснуться к внутренней кухне, всегда манит. Технически все сделано вовсе безупречно. То и дело, любого из участников (которым можете оказаться и вы) выводят на экран, спрашивают его мнение. У спектакля отличная техническая модерация. Он использует весь функционал приложения. Вы и уединитесь в отдельных комнатах-переговорках с другими участниками (уверен, что не все знают, что в Zoom есть такая опция), и будете голосовать, общаться друг с другом и писать сообщения в чате. Все портит слабая драматургия. Тренинг оказывается простецким. Следить за ним неинтересно. Участвовать, как следствие, тоже. Когда вас переводят в отдельные комнаты, вы вовсе не знаете чем заняться. Времени на интересную беседу с каждым вам не дают, поэтому чаще вы молчите или слушаете самого социально активного. Возникает ощущение, что сделано это только потому, что это возможно технически. Откровенно отталкивающим действие становится в финале, когда с очень неубедительной актерской игрой актриса начнет выдавливать из вас слезу и жалость к тем, кто вынужден много часов в день отсматривать жестокий контент. Все бы ничего, но никто не упоминает, что люди это делают добровольно, за деньги, и в принципе могут этим не заниматься. Поэтому «давление на эмоции» выглядело бы глупо, будь оно даже отлично сыграно. 

НЕДОСТАТОК:
Пожалуй, главный недостаток спектаклей форматов «игры в работу» в том, что их авторы и исполнители не работали. Они не знают как проводятся эти чаты и конференции. Не понимают регламента, делают акценты не на том. Почти все подобные опусы неизбежно начинают напоминать в лучшем случае очаровательные детские игры «в магазин», с деньгами из листиков, ободранных с соседнего куста. Еще одной важной проблемой становится существование актеров. В этом формате они нужны — в виде модераторов, администраторов, директоров. Но когда они начинают «играть» так, как привыкли в живом контакте, то на экране, где участники «живут своей жизнью», переигрывают. Хотя последнее как раз решается тем, что, пробуя читать пьесы, стихи и прозу в стримах инстаграма и участвуя в различных театрализованных трансляциях, которые сегодня не пробовал сделать только ленивый, исполнители все же освоят для себя органичное существование один на один с толпой из чата и одновременно с каждым зрителем в отдельности.

ФОРМАТ 5: ТЕАТР ПО ТЕЛЕФОНУ

У вас зазвонил телефон... Многие признаются, что в минуты особой тревоги из-за развернувшейся пандемии начинают обзванивать знакомых и часами с ними разговаривать, даже если последние несколько лет только переписывались в мессенджерах. Это объяснимо. Мы скучаем по живому общению, утомлены рабочими чатами и хотим просто «услышать чей-то голос», услышать, как дышит в трубку другой живой человек. Разумеется, театр на это не может не отозваться.

ПРИМЕР:
Именно таких спектаклей сейчас тотальное большинство. Вам предлагают переписываться с героями пьесы, состоять в коллективных чатах. Например, сидя на своем балконе, я чатился с Джульеттой, которая была на своем (том самом) балконе соответственно. Она писала мне сообщения на молодежном американском сленге, пока я не понял, что, оказывается, являюсь никем иным, как самим отцом Лоренцо, которому придется обвенчать малолетних любовников и выдать им роковую склянку с «лекарством».

Запомнился и спектакль «The Girl On The Phone», где нужно было общаться по телефону с похищенной девушкой. В России похожий спектакль сделал Борис Павлович. Он называется «Алло» и это чуть ли не лучший спектакль на русском языке из всех, что я попробовал у себя дома. Вам звонит некая девушка, которая не понимает, что происходит. Она вроде не туда попала, но отчаянно хватается за вас и пытается через вас прояснить происходящее. Спектакль действительно затягивает. Пытаясь объяснить происходящее, во многом начинаешь осознавать свое состояние, изоляцию, карантин, пребывание взаперти.

НЕДОСТАТОК:
По большому счету, недостаток подобных спектаклей один — они не шаг в будущее, не что-то новое. Скорее они — пережиток прошлого, напоминание о том реальном мире, где люди говорили по телефону вместо чатов в мессенджерах, где деревья были большими, а чтобы позвонить кому-то, приходилось крутить пальчиком в дырочках». Несмотря на всю «милоту» и очаровательность этого опыта, он все же больше про эхо из прошлого, чем про какой-то новый и актуальный формат.

ФОРМАТ 6: ТЕАТР О ТЕАТРЕ

Как я уже упоминал во вступлении, самые умные театры, которые решили публиковать архивные записи, не просто устраивают трансляции, но и подкрепляют их живыми обсуждениями после. Приглашают критиков и постановщиков, проводят круглые столы. Лучше всех в России подобным отличился фестиваль «Точка доступа», который является сайт-специфичным фестивалем, то есть фестивалем, спектакли которого неизбежно привязаны к локациям во внешнем мире. Наверное, неудивительно, что именно театральный фестиваль, который осмысляет пребывание зрителей в той или иной среде, предложил самую интересную программу спектаклей, осваивающих мир онлайна как еще одну локацию нашего бытия. Однако их обсуждения обладают одним существенным недостатком — они предельно скучны. Умные и приятные люди говорят умные и приятные вещи умным и приятным людям. Все всех понимают, все со всеми соглашаются, все боятся друг друга задеть или обидеть. И все игнорируют зрителя, замыкаясь на себе. В принципе, эта проблема российского театрального сообщества не нова, онлайн только обострил ее.

ПРИМЕР:
Куда интереснее оказались зарубежные трансляции с обсуждениями. Особенно меня поразили те трансляции, где участники могут обсуждать происходящее прямо во время показа спектакля, порой не только в чате, в роли пассивного зрителя, но и голосом. Где-то по ходу действия раздавались аплодисменты, где-то участники замирали, где-то обращали внимание друг друга на те или иные детали прямо по ходу трансляции. Где-то живое общение становилось гораздо важнее мертвой записи. А где-то все неизбежно скатывалось в гогот. В начале казалось, что формат — очень неправильный. Зачем давать зрителям возможность говорить во время трансляции и отвлекать других. Но система сама себя организовала. И важен был не факт просмотра записи, а именно факт разговора о спектакле во время спектакля.

НЕДОСТАТОК:
По большому счету у этого формата минус только один — является ли разговор о спектакле спектаклем? Но как первый опыт — это любопытно: здесь тебе и новая зрительская свобода, и конфликт. Порой дискуссия становится скучной, но ее можно замьютить и продолжить смотреть трансляцию, как ни в чем не бывало. Особенно интересно, что модераторами дискуссии выступают опытные критики. И, возможно, мне везло, но хочется отметить их артистизм в практически каждой подобной трансляции. Известный музыкальный критик Алексей Парин недавно, на круглом столе «Зачем нужны медиа о культуре?», которую провел «Ваш досуг», озвучил мысль, что критику важно обладать артистизмом, коль скоро мы рассматриваем современную театральную критику как продолжение произведения искусства. И воплощение этого явления на практике — самое ценное в этом формате.

ФОРМАТ 7: ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Разговоры о том, что театру нужно обязательно выходить в пространства виртуальной и дополненной реальности по спекулятивности напоминают лозунги политиков «за все хорошее против всего плохого». Так уж сложились реалии, что виртуальные пространства уверенно отвоеваны индустрией видеоигр. Даже кино, которое когда-то пыталось угнаться за технологией, возводило 4D кинотеатры, трясло зрителей в креслах, прыскало им в лицо водой для лучшего погружения, сдалось и уступило. Когда после Resident Evil и Half-Life: Alyx в очках виртуальной реальности, включаешь любой театральный опыт с подобной технологии — он выглядит настолько убого, что «виртуальный фон» в Zoom покажется шедевром. Так уж случилось, что театр за технологией не успел. И сегодня попытки театральных деятелей отставание наверстать пока выглядят в лучшем случае как «сжальтесь, мы старались», в худшем, как «я прочитал книгу "AR для чайников", и теперь трепещи рисование в Paint».

Возможно именно поэтому музыкальная индустрия (к которой мировой интерес стабильно выше, чем к театральной) обращается именно к игровой индустрии, проводя концерты в виртуальной реальности прямо в самих играх – вроде Minecraft или Fortnite. Театр вряд ли на этом поприще конкурент. История о том, что видеоигры — всегда про развлечение, стрелялки и бродилки, а театр, пусть он и выглядит, как «наш ответ Голливуду» от Сарика Андреасяна, привнесет в него большое и умное искусство — также не выдерживают критики. Игровая индустрия тоже имеет свои шедевры — от работ Кодзимы и до Quantic Dreams. В создание ролевых игр с погружением театру есть чему у игр поучиться. И, что наиболее важно, авторы, которые подходят к играм как к искусству, работают с технологией и чувством «интерактива» гораздо лучше, чем «люди театра» смогут в ближайшие годы.

Форматов и спектаклей в виртуальной реальности сегодня очень много. Каждый хочет застолбить себе место в столь широко обсуждаемой нише. Но пока после просмотра в уме остается лишь одна мысль: «Не сегодня, и, пожалуй, даже не завтра».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: