Отзывы о "Толстого нет"

Светлана Светлана 31 января 2023, 06:48

Не перестаю восхищаться профессиональной
игрой артистов театра «Школа современной пьесы»

Ирина Алфёрова- Восхитительна!

Театр «Школа современной пьесы» был создан в 1989 году. 

Он находится в старинном особняке, поэтому ещё с первых шагов попадаешь уже в исключительную таинственную атмосферу погружения в другую реальность.

Если перед спектаклем, ты посещаешь ресторан, то обязательно захочешь попробовать фирменный салат «Оливье», который был придуман, именно , в этом ресторане столетие назад.
Проходя в зрительный зал, попадаешь не просто в зрительный зал, а можно сказать, в музей.
Рекомендую обратить внимание на потолок зала Эрмитаж, Он - шикарный!

Сам зал Эрмитаж , по-своему , тоже удивительный,это - зал - трансформер. Большая площадь зала позволяет производить разную рассадку гостей – зрителей, в зависимости от задумки режиссёра.
Отдельно стоит обратить внимание на визуальные эффекты, особенно, на свет ! Всё это дополняет и усиливает эффект восприятия происходящего!!

В этот раз, я пошла смотреть спектакль «Толстого нет». В главной роли выступает Ирина Алфёрова. Она играет жену Льва Николаевича Толстого.
Действие происходит в Красной поляне.
Для себя я изначально решила, что не буду читать ничего про данный спектакль, чтобы познавать его в процессе.
Основные действующие лица спектакля – это дети Льва Николаевича, его секретарь, доктор, редактор-издатель Чертков, и , конечно, Софья Андреевна — жена великого Толстого!
Под покровом деревенской идиллии таятся страсти .

Помимо гениальный игры Ирины Алфёровой , очень зацепил монолог сына Толстого, которого играет Иван Мамонов.
Все комплексы идут из детства- это действительно так.
«Пусто , жить нечем.»
Драма его жизни!

У других детей свои проблемы.
Дочь Толстого разделяет взгляды отца, этого никто из родных не приветствует, Лев Львович Толстой озабочен завещанием отца….

Жена Толстого опечалена…
Скажи, что мне делать теперь?
Ну почему, мы стали врагами? Неужели , потому , что ты разлюбил меня?


Жить общественным благом для женщины - противоестественно!
Как жить, как быть полезной!?
Все знают , как обустроить Россию , но не знают , как навести порядок в собственной спальне .

Почему женщины так лбьят музыкантов
и врачей?
Потому, что одни - молодые, а вторые- вдовцы!!!

Эти вопросы очень точно передают атмосферу, царящую в доме Толстых.

А , что же , Толстой!
Отъявленное одиночество!

А Толстого и нет!

На протяжении всего спектакля режиссёр заставляет задуматься зрителей вопросом : сложно ли жить рядом с гением его семье, вправе ли писатель отдавать свои произведения народу, вопрос о свободе выбора и заботе о близких !

И для каждого зрителя уготованы свои вопросы!


Режиссёр Александр Созонов

Продолжительность спектакля 2 часа 15 минут, Один антракт.

nastyusha_happy 30 января 2023, 05:01

Спектакли в театре Школа современной пьесы-моя особая любовь. Постановки всегда очень интересные и креативные.
Спектакль «Толстого нет» поставлен на основе реальных документов семьи Л.Н. Толстого: дневников, писем, воспоминаний.
Самого Льва Николаевича на сцене действительно нет, он лишь незримо присутствует в виде проекции на стене, слышны его покашливания из других комнат. Он болен и его жизнь может оборваться в любой момент, а все его произведения могут стать достоянием простого народа, тогда как семья останется без средств к существованию.
За таким сложным периодом их жизни зрители и наблюдают, словно подсматривая в окна усадьбы «Ясная поляна».
Сразу хочется отметить оригинальное решение режиссера- многоуровневая сцена занимает все пространство в зале «Эрмитаж». Артисты свободно передвигаются из одного конца сцены в другой, играют в бадминтон, ссорятся, размышляют, а зрители, сидящие по краям остро ощущают весь накал эмоций и напряжение.
Софью Андреевну, жену Толстого, исполняет великолепная Ирина Алфёрова. Как же ей подходит эта роль и как талантливо она умеет перевоплощаться! Она рассказывает моменты из их семейной жизни и в каждой сцене она разная.
Софья Андреевна родила Л.Н.Толстому 13 детей, 5 из которых погибло. От руки переписывала его труды, «***** и мир» -8 раз.
Посмотрев спектакль, вы поймёте, кем могла быть жена великого писателя-ангелом или демоном. Ведь гениальность не всегда совместима с окружающей действительностью.
Неоднозначные характеры вынесены на суд зрителям, ярко, сильно и без прикрас.

Елизавета Ефремова 30 мая 2022, 12:25

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Интересно, когда Толстой писал эту фразу, с которой начинается "Анна Каренина", подразумевал ли он и свою собственную семью?
Спектакль "Толстого нет", поставленный Александром Созоновым по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой, показывают в Московском Театре Современной Пьесы. Толстого на сцене действительно нет, он лишь незримо присутствует в виде проекции всевидящего ока, к которому то и дело возводят очи члены его семьи.
Не знаю, была ли эта семья когда-нибудь счастлива, но мы присутствуем при очень сложном периоде ее существования - Лев Николаевич Толстой болен. Его жизнь может прекратиться в любой момент. Возможно все его произведения по завещанию отойдут народу и его жена и дети останутся без средств к существованию.
Это история о том, как трудно быть частью семьи гения. Когда вокруг его персоны плетутся интриги и козни. Из всех членов семьи достойно держатся лишь жена Толстого Софья Андреевна (Ирина Алферова) и нелюбимая дочь Александра (Татьяна Циренина), они очень разные, но похожи в главном – служении великому таланту. Сыновья Илья (Олег Царёв) и Лев (Павел Дроздов) ничтожны и бездуховны, способны лишь тратить отцовские деньги.
Спектакль идет в сложном пространстве и занимает почти весь зал. В противоположных углах размещены столовая Толстых, сад, кабинет. Зрителям оставлены лишь небольшие зоны среди лабиринта помостов. Спектакль смотреть физически сложно, но эта сложность органично вплетается в действие, заставляя глубже вникать в проблемы героев.
Пьеса Ольги Погодиной-Кузминой основана на документальных материалах: письмах, воспоминаниях, документах. Документы нейтральны - трактовать их можно по разному. Кому-то возможно покажется предвзятой трактовка, предложенная создателями постановки. Но каждому зрителю оставляется возможность, после просмотра спектакля, создать собственное мнение о семье Толстых.

Анна Васина 12 января 2022, 12:10

"Толстого нет" это спектакль основанный только на подлинных воспоминаниях, письмах и дневниках.

Главная героиня спектакля Софья Андреевна Толстая (ее очень тонко, чувственно и проникновенно сыграла Ирина Алферова). Софья Андреевна прожила 48 лет в браке с Толстым, родила ему 13 детей.

Спектакль "Толстого нет" это семейная драма, благодаря которому я узнала , чуть больше о личной жизни нашего великого классика, о его верной жене, которая всю жизнь отдала семье и Толстому, верой и правдой служила ему, во всем и была его помощницей. Она переписывала все его работы для издательств(только "Войну и мир" она переписала от начала до конца целых 7 раз!!!).

Жена гения — это профессия, призвание и нелегкий труд, быть всегда в тени своего гениального мужа, легко ли с этим жить, мириться?

...Муза вдохновляет, когда приходит, жена вдохновляет, когда уходит ...

Спектакль о реальной истории любви(непростой любви), ревности, страсти и терпимости, предательствах, интригах, ненависти и вере... Как два близких человека прожив почти пол века вместе, в конце жизни отдаляются и становятся совершенно чужими друг друг. Как, почему это произошло, почему так резко разошлись их представления о жизни?

Каждый из героев свято верит , что именно он прав... Но понимания нет, нет душевного взаимодействия...

Стоит ли наследие Толстого, которое он хочет отдать русскому народу, а Софья Андреевна хочет во чтобы то ни стало сохранить его для своих детей, таких жертв?

Драмы избежать не удастся... Трагическая концовка предопределена.

Роль Ирины Алферовой это очень хорошая, по-настоящему глубокая актерская работа. Она прекрасно раскрыла суть конфликта своей героини. Сколько любви и терзаний в ее душе. Как она сражалась за любимого Лёвушку. Просто невероятно! Последний монолог тронул до глубины души, ком в горле, в глазах слезы. Браво!

Надежда Надежда 24 июня 2021, 06:30

После спектакля остаётся такое приятное впечатление, хочется смаковать и обсуждать все увиденное, услышанное и пережитое. Особенно понравился формат спектакля, зрители как бы присутствовали в доме Толстого! Рекомендую!

iarenkova 15 мая 2021, 11:43

«За каждым великим мужчиной стоит великая женщина» ! И это по праву можно отнести к Софье Бернс, жене Льва Толстого. Она была хранительницей очага, помощницей, преданным другом, одним словом всем для своего мужа. Вся её жизнь была посвящена Толстому, его делам, его идеям, построена по представлениям Толстого и прожита ради него. Жизнь ее была сложной и не очень то счастливой.
Мы зачитываемся романами Толстого, восхищаемся им , как великим писателем. Лев Николаевич всегда поднимал в своих произведениях нравственные вопросы, тему человеческой души и самосовершенствования. Но не все знают другую сторону человека, тёмную, мрачную, не самую красивую.
В спектакле «Толстого нет» нам предстоит это узнать.
Софью играет очаровательная Ирина Алфёрова и эта роль ей очень подходит, потому что в ней присутствует женственность и некая беззащитность. Софья последовала за своим мужем в деревню и приняла тот образ жизни, который он вёл и проповедовал. А это - очень простой быт , без всего того, к чему привыкла дворянка. Это и любовные связи на стороне, даже с крепостными крестьянками. Юной Софье, будущей жене, не имеющей ещё никакого сексуального опыта,Толстой даёт свои дневники для прочтения. А в них истории как он развлекался с проститутками.
Образ большого писателя в спектакле присутствует незримо. Это разговоры отнёс, это воспоминания Софьи и семьи. Поэтому то и название- «Толстого нет». Его нет среди действующих лиц, но в то же время он всё время с нами,как-будто сейчас выйдет на сцену. Кстати, о сцене. Сцены , как таковой здесь тоже нет. Задействовано все пространство зала. Такие островки сцены и подиум , между которыми сидят зрители. На стены проецируются изображения , создавая интересное сценическое пространство. Все эти приёмы сценографии дают нам ощущение нахождения внутри происходящего. И мы не только видим, мы каждой клеточкой ощущаем драму! Драму женщины, родившей 13 детей писателю и служившей ему преданно 48 лет. А была ли она когда-нибудь счастлива? Этот вопрос так и повисает в воздухе . И мне захотелось прочитать, узнать больше об этой достойной женщине, выйдя со спектакля.
Спектакль создан на основе документальных материалов(письма, дневники). Он не для развлечения, поэтому будьте к этому готовы. По овациям в зале было понятно, что публика собралась думающая и неслучайная. В коридорах на выходе я слышала зрительские разговоры о Толстом. Как хорошо, что театр обратился к этой теме, изучил ее и представил в виде такого прекрасного спектакля.

Анжелика Лукина 10 мая 2021, 12:46

Яркая постановка из жизни известного русского писателя и философа, взбудоражившего своим учением Россию и прилегающие территории. Эдакий нон-фикшн с поворотом головы на 1910 год.

В спектакле задействованы Ирина Алфёрова, Валерия Ланская, Иван Мамонов и другие артисты театра. Когда Ирина Ивановна появлялась на сцене в роли Софьи Андреевны, зрителю приходилось выбирать — за ней ли наблюдать, как за актрисой, или всё же за персонажем, с которым, кстати, не всё так просто, если изучить вопрос более детально) скажем, почитать книгу Андрея Зорина "Жизнь Льва Толстого. Опыт прочтения" — от честолюбивого сироты до беглой знаменитости. Или всё-таки сходить на спектакль ШСП и сопоставить полученные впечатления со своими представлениями хозяйки дома, секретаря и экономки, и всё-таки жены Льва Николаевича.

Мы получили удовольствие от визуального решения всей этой истории. Художник Лилия Хисматуллина (как ещё один персонаж) невидимой кистью вместе с режиссёром Александром Созоновым набрасывала сюжет за сюжетом из жизни знаменитой многодетной и такой, как оказалось, проблемной семьи... и все эти портреты, пейзажи, наброски — все непременно в яркой позолоченной раме. В огромных зеркалах-экранах персонажи подсматривают друг за другом или подсматриваем мы, словно заглядывая в огромные окна барского дома в Ясной Поляне.

Анна Мартынюк 27 февраля 2021, 12:30

В основе этой постановки лежат дневники писателя и его домочадцев. Мы видим Льва Николаевича и его семью в совершенно новом, зачастую неожиданном свете.

Здесь главной героиней становится супруга гениального писателя – Софья Андреевна.
Мы видим ее чувства, переживания, ту боль, и ту любовь, которыми наполнена ее душа.

Здесь не существует привычной театральной сцены. Задействовано все пространство зала: стены, потолок, пол… театральный подиум, на котором, собственно, и происходит действие пересекает все пространство. Зритель максимально вовлечен в постановку.

На стены и потолок проецируются мультимедийные проекции: зал живет своей особенной жизнью. В нем строятся и рушатся стены, расцветают цветы, опадает листва, горит огонь, идет дождь…А на стенах «висят» семейные портреты, в них, как в документальном фильме, один персонаж сменяет другого.

Великолепно построена работа со светом, то это нежный розовый, то глубокий красный. Свет помогает лучше понять происходящее, делает акцент на важных моментах.

Роль Софьи Андреевны исполняет Ирина Алферова. Это абсолютно ее образ. Видно, как она переживает за домочадцев, за супруга, с которым они пробыли в браке 48 лет, и за это время у них появилось 13 детей. Ей, по большому счету, все равно, кто получит наследство, она волнуется за судьбу своих детей и жизнь своего супруга, все остальное второстепенно.

Из названия спектакля становится понятно, что самого Толстого здесь не будет. Он незримо присутствует в зале. Кажется, что писатель находится где-то рядом, в соседней комнате, и вот-вот войдет в дверь… но этого так и не происходит…

Помимо главной сюжетной линии, на сцене происходят и маленькие драмы. У каждого из действующих лиц есть своя боль, своя личная драма.

Спектакль оставил хорошее послевкусие и почву для размышлений. После просмотра я еще пару дней читала про семью Толстого.

Галина 24 февраля 2021, 04:33

И снова премьера в театре «Школа современной пьесы» - спектакль «Толстого нет». Речь в постановке идет о последнем периоде в жизни Льва Толстого, мы застаем его семейство незадолго до смерти писателя. Именно семью, а не его самого. Ну, то есть, он незримо присутствует в доме, мы слышим его шаги на втором этаже, его нужды спешат удовлетворить домочадцы, его всевидящее око смотрит за нами с потолка, его тень мелькает за окнами, но вся история показана именно глазами его близких, прежде всего, его жены Софьи Андреевны.
Не знаю, как в современной школе, но нам внушали постоянно, какая это глыба –Толстой, какой он человек удивительный – все раздавал крестьянам, сам ходил босой, мало что граф). Ну и вообще – икона литературы. А вот жена у него, мол, была стерва… Это уже не из школьной программы, там вообще про жен как-то не очень принято было вспоминать, ну, за исключением Натали Гончаровой, про Софью Андреевну это более поздние сведения, но тоже коррелируются с тем, чему учили в школе: Лев Николаевич - белый и пушистый, а все кругом – волки, эту овечку сожрать пытавшиеся.
Так вот, к счастью, спектакль заставляет задуматься, а так ли это было на самом деле? Вообще, сразу хочу сказать, что спектакль зацепил, заставил сопереживать и думать. Нет, никто не пытался умалить значение Льва Толстого как русского писателя, он глыба, и с этим трудно спорить, да и не нужно. Просто кому-то эта глыба нравится, кому-то нет, но каждый из наших современников в любой момент может ее обойти, а вот близкие вынуждены были под гнетом этой глыбой жить. Ну, справедливости ради, и за ее счет.
Крестьянский благодетель? Вполне. Но ведь любить весь мир и быть им любимым для известного писателя – и проще, и почетней, чем любить своих собственных детей, на которых никогда не хватало времени и желания просто посидеть возле постели хотя бы. А детей ему жена нарожала аж 13 человек. Шестеро умерли, семерых вырастили. Но то, что ты за счет своей семьи благодетельствуешь посторонним – это оценят эти самые посторонние (возможно, оценят), а то, что при этом жена должна как-то крутиться, чтобы вырастить многочисленных детей – это ее забота. И вот она уже оплевана и оговорена, представлена истеричкой. За то, что противится тому, что все семейное добро уходит в чужие руки. И даже наследство, право на посмертное издание книг, того и гляди уйдет случайному человеку, сумевшему втереться в доверие Толстого и его дочери Александры. А почему, собственно, ее должен радовать «альтруизм» мужа?! Она за графа шла, а не за босого мужика. Да и сам Толстой в молодости не чурался мирских утех, ни роскоши, ни блуда. А вот к старости ударился в новую философию, оскорбляясь при этом, что жена и дети не захотели ходить в лаптях. Мало того, что жена родила и вырастила в одиночку практически детей, мало того, что на ней было все хозяйство, она еще и толстенные романы мужа переписывала вручную по ночам. Только «Войну и мир» переписала 8 (восемь, Карл!!!) раз! И все равно в его глазах была плохой женой. Все равно в своих дневниках он поливал ее грязью. Я не претендую на историческую достоверность, я не знаю, как там было на самом деле, но факты и обстоятельства заставили меня отчаянно сопереживать Софье Андреевне.
Измученную жену гения, иногда скандальную, от усталости, но все равно любящую, играет Ирина Алферова. Я очень давно не видела ее на сцене, с тех пор, когда она играла Звезду в спектакле «Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты», поэтому именно она явилась для меня одним из притягательных маячков, приведших на этот спектакль. В молодости Ирина Алферова считалась едва ли не самой красивой актрисой СССР. И сейчас она хороша. И играет достойно.
Преданную отцу дочь Александру (она едва ли не единственная в семье, кто разделял его взгляды), серую мышь, сдвинутую на идеях Толстого и лишенную личной жизни (скорее причина, чем следствие, мне кажется), зато не лишенную наследства, играет Татьяна Циренина Точнее, она играет эту роль в очередь с Валерией Ланской, против которой я тоже ничего не имею, но была очень рада, что играла именно Татьяна, очень ее люблю, на мой взгляд, одна из лучших актрис в ШСП.
Олег Царев, которого я открыла для себя совсем недавно, играл Илью Львовича, сына Льва Толстого. До чего хорош. Именно Илье автор (Ольга Погодина-Кузьмина) отдала слова о том, а что было бы, если бы мать, вместо того, чтобы истерить, тоже пошла за отцом, бросив дом и детей?!.. В смену с ним эту роль исполняет Иван Мамонов, я его тоже люблю, и было расстроилась, что не он играет, но быстро утешилась, Олег прекрасен!
Вообще, в этом спектакле не было слабых актеров, все были на своем месте и хороши. Дьявольский Чертков и кучер – пьяница, мучитель и спаситель горничной Катюши, сыграны одним и тем же актером- Николаем Голубевым. От его персонажа берет оторопь, а ведь именно Чертков пытался завладеть правами на посмертное издание произведений Толстого, в обход семьи.
Помогал ему в этом наивный юноша, секретарь писателя, Валентин Булгаков, талантливо сыгранный Александром Сеппиусом
По большому счету, сопротивлялся этому всему только еще один сын, Илья. Выглядел при этом довольно гаденько, таким стяжателем, плюющим на волю отца, но его можно было бы понять, если бы он не так грубо разговаривал с матерью. В общем, у Павла Дроздова персонаж получился довольно неприятный, хоть по-своему и правый. Но по большому счету, слетелись детки в дом, как воронье, в ожидании покойника. А Павел в этой роли оказался очень убедителен.
Единственный, кто пытался поддержать Софью Андреевну, врач и друг семьи – Сергей Иванович, чудесно сыгранный Борисом Вайнзихером
Короче говоря, спектакль вызвал море эмоций, возможно, где-то наступил на что-то больное, но ведь отозвался, а это ли не главное в театре. Я рада, что посмотрела.
Было бы неправильно не упомянуть своеобразную сценографию спектакля. Действие раскидано по нескольким площадкам. Основная сцена, подиум к помосту в центре зала, сам помост, еще пара небольших площадок по краям. Актеры играют по всему залу фактически. По всем стенам – проекции происходящего. Не знаю, отовсюду ли хорошо видно, не уверена, но я сидела очень удачно, видела все отлично, актеров иногда можно было чуть ли не коснуться. А ведь от того, где сидишь, сильно зависит восприятие спектакля.

светлана 10 февраля 2021, 04:20

В театре Школа современной пьесы режиссер Александр Созонов поставил спектакль "Толстого нет" по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой. Действие пьесы разворачивается в 1910 году в Ясной поляне, в последние дни жизни Льва Николаевича. На сцене действительно Толстого нет, он лишь незримо присутствует в жизни своей семьи. Именно от имени его домочадцев и пойдет повествование.
Итак, кем же был великий писатель - Лев Николаевич, тираном или большим гуманистом. Несмотря на свой бесспорный и необыкновенный талант, в обычной жизни он был тяжелым и непростым человеком. Очень трудно было жить бок о боком с ним. Об этом и рассказывает нам спектакль.
Повествование ведется в основном от лица его жены - Софьи Андреевны и его детей. Софья Андреевна вышла замуж за Толстого в 18 лет, муж был старше на 16 лет. Перед свадьбой он дал прочитать своей невесте дневник, описывающий его любовные похождения. Софья Андреевна была глубоко задета его откровениями, а в дальнейшем всю жизнь терпела измены и внебрачных детей мужа. Сама она родила 13 детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Самая тяжелая утрата для нее - смерть младшего сына Ванечки. Отношения между мужем и женой сначала были вполне счастливыми, тогда и были написаны величайшие "Война и мир" и "Анна Каренина". Постепенно супруги отдалялись друг от друга. Лев Николаевич все больше погружался в философию помощи крестьянам, даже хотел отказаться от авторских прав, чтобы пустить все деньги на помощь беднякам. Софья Андреевна, наоборот настаивала на завещании в пользу семьи. Она упирала на то, что всю жизнь отдала мужу, рождению и воспитанию его детей, а также много помогала мужу и в переписывании его произведений. Именно этот конфликт между супругами стал решающей точкой не только в их семейной, но и непосредственно жизни Толстого. Решив уйти от непонимающей жены, он отправился в дорогу. Но ему не суждено было далеко уйти и в дороге он заболевает и умирает.
Этот конфликт супругов заставил меня серьезно задуматься. И я даже для самой себя не смогла определить кто же прав, а кто виноват. С одной стороны Толстой. Он сам написал свои произведения и в праве решать как распорядится авторскими правами, но в тоже время нельзя забывать и о своих самых близких. Софья Андреевна, действительно всю жизнь была ему преданной и надежной спутницей жизни. Она терпела его отношения на стороне, переписывала на чисто его произведения и помогала в ведении дневника, вела хозяйство в усадьбе, воспитывала детей (Лев Николаевич был противником кормилиц, нянек и гувернанток), то есть выполняла все его требования. С другой стороны Софья Андреевна. Она тоже многое получила от Толстого. Зная какой он гуляка она все равно вышла за него, рожала ему детей, но полностью разделить его убеждения так и не смогла. А ведь именно полного подчинения и ждал от нее Лев Николаевич.
Делятся своими воспоминаниями и дети Льва Николаевича, причем их мнения тоже диаметрально противоположны. Так, Илья Львович - старший из его сыновей, в диалоге с сестрой Александрой очень не доволен отцом. Он рассказывает о своем счастливом и беззаботном детстве, когда она всей семьей жили на широкую ногу, ездили на охоту. Потом Лев Николаевич начинает свои нововведения, заставляя семью ходить в простой одежде, не есть мясо, не курит и не пить. Илья Львович отмечает, что отец лицемер, так как сам прожил молодость так как хотел, не ограничивая себя. А теперь остепенившись, требует исполнения своих правил у всей семьи, не зависимо хотят они этого или нет. Также он ставит отцу в вину что тот не любил и не любит своих детей, что вечно недоволен ими.
Младшая же дочь Толстого - Александра Львовна наоборот любит и боготворит отца. Она родилась намного позже и уже не застала разгульной жизни отца. Она полностью разделяет его увлечения вегетарианством, не курит и не пьет. Правда и в личной жизни она несчастна, так как все себя посвятила делу отца. Есть еще и Лев Львович, который больше всего переживает за деньги и наследство и постоянно обвиняет мать в том, что она не влияет на отца. Такие разные рассуждения, но каждый по своему прав. Зрителю самому решать чью сторону выбрать, чья правда ближе.
Спектакль идет на сцене Эрмитаж, сцены как таковой нет. Посередине зала есть подиум, на котором и происходит действие. Зритель сидят лицом к этому подиуму, рядов всего 6 поэтому видно хорошо. Но есть также и видео-проекция на экраны по всему периметру зала.
Актеры все блестяще сыграли. Выделю я пожалуй двух актрис - Ирину Алферову и Валерию Ланскую. Алферова очень органична в роли Софьи Андреевны, это ее роль на 100 процентов. Валерия Ланская прекрасно преобразилась в этакую серую мышь, которая живет ради отца и полностью разделяет его странные убеждения. Она прекрасно показала трудные отношения с матерью.
Замечательный, глубокий, заставляющий задуматься спектакль.

osorokina 4 ноября 2020, 01:28

Главная роль в этом спектакле у блистательной Ирины Алферовой. Я вам больше скажу, режиссер задумал свой спектакль именно с этой актрисой в роли Софьи Андреевны - жены Льва Николаевича Толстого.
И да, я согласна, что без Ирины Алферовой спектакль был бы другим.
Я обожаю эту актрису и видела много спектаклей с её участием. И вот удивительное дело, Ирина Алферова всегда такая разная в зависимости от роли, но всегда узнаваемая!
Идя на спектакль, я предвкушала новую встречу с этой удивительной женщиной и вроде бы предполагала, чего примерно ожидать от её игры.
И тем сильнее оказался мой восторг! Реальность превзошла все ожидания! Мощь! Лавина!
Тонкая, интеллигентная Софья Андреевна благодаря Ирине Алферовой оказалась так многогранна, что я даже немного пожалела, что это не моноспектакль. Вот смотрела бы и смотрела!
Но нет. Я несправедлива. В этом спектакле прекрасно всё и все.
Каждый из выходивших на сцену добавлял свои "штрихи к портрету". А на портрете у нас - вся семья Толстых. Семья жившая бок о бок с гением.
Помимо жены в спектакле мы видим троих из детей Александру (Татьяна Циренина), Льва (Павел Дроздов) и Илья (Олег Царев).
Счастлива ли это семья? Возможно когда-то давно, но явно не сейчас.
Льву Николаевичу 82, он вот-вот уйдет навсегда из дома, из этой самой семьи. Тень его ухода уже нависла над всеми. Но они все еще пытаются сохранить хоть что-то.
Смотришь, а в голове невольно звучит:
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Смотришь и каждой частичкой души сопереживаешь этой семье, уже перешагнувшей порог "несчастья".
Но смотришь с восторгом!
Благодаря новаторским идеям освоения пространства сцены, которые всегда были визитной карточкой "Школы современной пьесы", у зрителей создается удивительное ощущение присутствия внутри происходящего.
Ясная Поляна. И 1910 год чувствуется во всем. Костюмы, манеры, реквизит - все, абсолютно все детали дополняя одна другую, не позволяют усомниться - это в самом деле происходит в начале XX века в старой русской усадьбе.
А лазерная графика, периодически высвечивающая стены зала, превращая их то в диковинные интерьеры, то в бушующее пламя, сменяющееся проливным доджем, ничуть не сбивает атмосферу, скорее наоборот.
Самого Толстого в спектакле, как и обещано, нет, но как же увлекательно узнавать подробности взаимоотношений Софьи Андреевны и детей, их характеры и судьбы, раскрывающиеся от сцены к сцене.
Мое мнение о каждом менялось несколько раз, едва я узнавала новые подробности. И это так захватывающе!
Я даже забыла, что мечтала увидеть в роли Ильи Ивана Мамонова, которого обожаю. Илью в этот раз играл Олег Царев и был настолько хорош со своим этим ружьем наперевес, что я даже не вспомнила о том, что мечтала на его месте увидеть другого актера!
Но любая семья, а тем более семья Толстого, не может существовать в замкнутом кругу. Поэтому в спектакле есть и другие персонажи. Секретарь, доктор, горничная, история которой особенно показательна и драматична.
И за всем этим невидимый, но явно присутствующий, Лев Николаевич.
Его присутствие во всём. О нём постоянно говорят, на его слова и желания ссылаются.
И невольно чувствуешь, что Толстой - нечто гораздо большее, чем просто человек.

Сходите в театр!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма