У урбанистов есть свой идеал. Авторитетные рейтинги* ставят на первое место столицу Австрии. Как живет самый комфортный город в мире?


материал предоставлен сайтом vokrugsveta.ru

Теплый ветерок, ласкающий кожу, щебетание птиц, легкий плеск воды, сквозь запах свежего сена пробиваются нотки лаванды, мяты, цитруса... А над головой — буйство красок и причудливых движущихся форм на огромном потолке-видеоинсталляции от знаменитой художницы-авангардистки Пипилотти Рист. Невероятное впечатление завершает вид из огромного, во всю стену, окна на Дунайский канал, имперскую Вену, увенчанную шпилями собора Святого Стефана. В спа-зоне отеля SO/Vienna хочется остаться навсегда: так тут уютно, занимательно и свободно. Впрочем, город за окном обещает не разрушать этого ощущения: Вена сейчас считается самым комфортным местом в мире.

Вот уже 20 лет международная консалтинговая компания Mercer составляет рейтинг качества жизни среди 200 с лишним городов мира. И девятый год подряд в этом рейтинге лидирует Вена. Второй авторитетный рейтинг публикует британский журнал The Economist. Семь лет список возглавлял Мельбурн, но в прошлом году среди 140 городов на первое место и тут вырвалась столица Австрии.

Тест № 1. Велодорожки и достопримечательности

Почему же именно этот город называют самым удобным? На первый взгляд, обычный мегаполис. Да, прекрасная архитектура, удачное сочетание стилей от Средневековья до современности. Но кого в Европе этим удивишь?

Знакомство с любым городом лучше начинать, конечно, с центра. Быстрее всего — на велосипеде. Взять велосипед на прокат сейчас не проблема и в Москве, например. В Вене, как и во многих крупных городах мира, есть общественная служба проката. Citybike Wien позволяет найти двухколесного коня на сотне стоянок, причем первый час катания будет бесплатным, второй обойдется в 1 евро, третий — в 2, а четвертый и следующие — по 4 евро.

Но есть в австрийской столице «фирменное блюдо» — VELLO Bike: складной самозаряжающийся электровелосипед, созданный местными умельцами с помощью краудфандинга. Так встретились новейшие технологии и современный бизнес-подход. Электробайк — загляденье! Красивый, легкий, быстрый, компактный: весит всего 12 кг, моментально и без усилий складывается до размеров небольшого чемодана, стремительно бежит по велодорожке. А о подзарядке можно не думать: сам справится. Взяв его на прокат в отеле, выезжаю на улицу.

Да, велосипедистам тут раздолье. Огромное количество велодорожек, большинство из которых отделено и от проезжей части, и от тротуаров. Но и на дороге машины аккуратно пропускают велосипедиста. Стоит опасаться только туристов, внезапно бросающихся под колеса, венцы же строго соблюдают правила и никогда не переходят дорогу велосипеду.

Под шорох колес и легкий свист ветра — скорость хорошая, ведь на улице Рингштрассе, считающейся самым красивым бульваром мира, велодорожка в четыре полосы! — любуюсь главными достопримечательностями Вены. Тут и имперский Хофбург — средневековая крепость, ставшая резиденцией Габсбургов, а теперь принявшая президента Австрийской Республики, — и неоренессансная Венская опера, и Парламент, напоминающий об архитектуре Древней Греции, и здание университета в стиле итальянского Возрождения. Вот неоготическая Ратуша, а вот 93-метровый небоскреб Рингтурм, построенный в 1950-е годы. Музей истории искусств приглашает на крупнейшую выставку Питера Брейгеля, а неподалеку в Альбертине — Клод Моне и Нико Пиросмани. Дух захватывает и от памятников истории и культуры, и от зеленых скверов и парков, и от свободной и быстрой езды. Нужно подняться на мост с набережной? Не проблема! Нет необходимости возвращаться к его началу или тащить велосипед по ступенькам боковой лестницы: стоит лишь чуть усилить электротягу, прокрутив педали на пару оборотов назад, и с удовольствием въехать на спиральный подъем, предназначенный для байков.

Тест № 2. Общественный транспорт и новостройки

И все же, как учат урбанисты, визитная карточка городской среды — общественный транспорт. Жителей и туристов в Вене перевозят 127 автобусных, 29 трамвайных маршрутов, а также 5 линий метро. Хватает ли этого европейской столице?

На первый взгляд, вполне. Проезжая на велосипеде, обращаю внимание на обилие автобусов и трамваев и отсутствие толп на остановках. Вообще, город удивительным образом научился обходиться без толп, хотя численность населения — около двух миллионов плюс несколько миллионов туристов. Для москвича цифра, конечно, смешная, однако среди крупных городов Евросоюза Вена занимает седьмое место. Похоже, пришло время оставить «личный колесный транспорт» и спуститься в подземку.

По будням метро работает с 5 утра до полуночи, а в выходные — круглые сутки. Билет на одну поездку стоит больше 2 евро, зато он действует на все виды транспорта и до достижения «конечной цели», то есть с любыми пересадками. Только надо не забыть прокомпостировать, что непросто, ведь в венском метро нет привычных нам турникетов! Заходишь с улицы прямо к поезду, никто ничего не проверяет. Но проезд оплачивают все, что объясняется не «природной честностью» австрийцев, а периодическими «облавами» контролеров, через которых ни один заяц не проскочит. За отсутствие билета придется заплатить штраф более 100 евро.

Мне надо ехать на окраину, до станции назначения 25 минут — вечность по венским меркам: средняя поездка в метро тут, по статистике, занимает 10 минут. В поезде очень чисто, что неудивительно: в Вене действует запрет на еду в метро, чтобы сиденья не пачкались кетчупом или майонезом, а на полу не валялись фантики и пакеты. Штрафы, правда, за несанкционированную еду не предусмотрены, но жители практически поголовно выполняют предписание. Все-таки вот она, «природная честность».

Поезд мягко движется по рельсам, а за окном кардинально меняется пейзаж: вместо имперских зданий — поля и огороды, мимо проезжают товарные вагоны, доверху наполненные сахарной свеклой. Я приехала в Асперн — бывшую деревню, которая в 1904 году вошла в состав Вены, но не изменила сельскому укладу. До сих пор тут выращивают овощи и фрукты, а еще... строят небоскребы. Да не простые, а деревянные, как и подобает деревне, считающей себя частью мегаполиса.

Раньше это был пустырь на окраине и песчаный карьер. А последние три года стройка. Австрийцам пришло в голову возвести самое высокое в мире жилое здание из дерева — в 24 этажа. Выйдя из метро, чувствую запах древесины. Уже построено два здания (шести- и восьмиэтажное) и три этажа «небоскреба» с веселым названием HoHo Wien, того самого — будущего рекордсмена. Чистота на стройке поражает. Современное деревянное строительство требует новейших технологий. Панели для корпуса из лиственницы специально обрабатывают и готовят заранее на заводе, чтобы на строительной площадке лишь монтировать. Всего в комплексе будет пять корпусов — и жилые, и офисные пространства. А еще парк, детские площадки, искусственное озеро с пляжами (озеро уже есть, а пляжи обустроят по окончании строительства). Словом, город-сад! Можно жить и работать, никуда не выезжая. Удобно! Если же захочется отдохнуть от новейших технологий и обратиться к седой старине — до центра города меньше получаса на метро.

Тест № 3. Продукты и экология

Впрочем, чтобы оказаться в деревне, необязательно даже уезжать из центра. В этом я убеждаюсь, зайдя на уксусную фабрику Гегенбауэра. Типичный купеческий дом в старом венском районе, построенный более ста лет назад. Внутри — обычная лавка, но с огромным количеством видов уксуса (их более 70: из винограда, яблок, спаржи, помидоров), а также масло, соки, кофе разнообразных сортов. Сбоку — кафе, за стойкой хозяин, Эрвин Гегенбауэр. «Почти все в кафе мы готовим из собственных продуктов», — сообщает он и приглашает посмотреть... на огород. Проходим вглубь здания и попадаем в галерею внутреннего дворика, а там ряды грядок: тыквы, помидоры, огурцы, зелень, сельдерей... В деревянном загончике прямо во дворе кудахчут куры, а сбоку стоят ульи. И это в центре европейской столицы!

Когда Игнац Гегенбауэр, дед нынешнего хозяина, в 1929 году основал свое предприятие по производству консервов, квашеной капусты, маринованных огурцов и других овощей, тут все было по-другому. Но в 1990-х Эрвин переориентировал семейную фирму на изготовление уксуса, сосредоточившись на изысканных сортах и небольших партиях, потом увлекся обжаркой кофе, экспериментами с медом. А для удобства экспериментатора основные ингредиенты необходимо было всегда иметь под рукой, пришлось организовать ферму прямо у себя во дворике. И теперь Гегенбауэр и его гости могут наслаждаться природой не выходя из дома.

А я еду наслаждаться природой дальше — на южную окраину Вены. Там на месте бывшей городской голубятни, где держали почтовых птиц, расположилась мануфактура по выращиванию... улиток! Оказывается, улитки — традиционный венский стритфуд. В центре имперской столицы, за церковью Петерскирхе, до XIX века находился целый рынок улиток. Из них готовили простую, дешевую и сытную еду — запекали или жарили с капустой, тушенной в вине; подавали и в качестве закуски — отварными или засахаренными. В ХХ веке традиция подзабылась, но в XXI венский житель Андреас Гугумук решил возродить производство. Теперь на его земле на сотни метров тянутся грядки из кустов, укрытых досками. И на досках, и на кустах под ними, и на тропинках между грядками — сотни, нет тысячи моллюсков. Взяв ведро с морковкой, Андреас предлагает подойти поближе. Морковь — подкормка для улиток, мы раскидываем угощение, а они радостно «сбегаются». «Улиток можно разводить в большом количестве, минимально используя природные ресурсы, — утверждает Гугумук. — Что нужно? Поле, зелень, свежий воздух. Этого у нас в Вене предостаточно».

* Топ-5 городов по качеству жизни «Mercer-2018»; «The Economist-2018»

Подписка на журнал