Народная артистка России Лариса Луппиан стала художественным руководителем одного из лучших петербургских театров – Театра им. Ленсовета. О ближайших планах, новостях и о том, каким видит будущее родного коллектива, Лариса Регинальдовна рассказала в эксклюзивном интервью «Петербургскому театралу».

– Каким вы видите развитие Театра им. Ленсовета в ближайшее время?

– Мне уже страшно говорить об этом, потому что стоило мне недавно только заикнуться о том, что крен в сторону театра, ориентированного на молодежную аудиторию, хочется немножко выровнять в сторону традиционно настроенного зрителя, когда-то ходившего в Театр им. Ленсовета, – тут же посыпались обвинения в том, что у нас теперь будет «пенсионерский театр для пенсионеров». Это не так. Мне просто хочется расширить зрительскую аудиторию, чтобы театр был открыт для всех поколений: и тех, кто любил спектакли Владимирова, и тех, кто ходил на спектакли Пази, и для совсем молодых. Бутусов привнес в наш театр авангардное искусство, мы получили очень много наград, много «Золотых Масок», но при этом мы в какой-то степени стали театром для элитарного зрителя, продвинутой молодежи, фестивальной публики, которая готова решать головоломки и ребусы. Я хочу попытаться эту крайность исправить.

– Какие-то шаги в этом направлении уже предприняты?

– В ближайшее время начинает репетиции пьесы Алексея Арбузова «В этом милом старом доме» режиссер Олег Леваков, мы выпустим этот спектакль в декабре к юбилею «ленсоветовца» Михаила Сергеевича Боярского. Кстати, этот проект затевался еще при Бутусове, он его одобрил. Спектакль будет решен в традиционной манере, под эстетику театра 1960-х. Только что артист Роман Кочержевский, помощник Бутусова по многим нашим спектаклям, а нынче начинающий свой самостоятельный режиссерский путь, выпустил премьеру «Мертвые души». И эту репертуарную линию – современных авангардных и каких угодно абстрактных спектаклей мы будем продолжать. Мы не собираемся в своем развитии возвращаться в 1960–70-е годы. Сегодня «Пиковую даму» для большой сцены репетирует Евгения Сафонова, режиссер, которая поставила у нас экспериментальную сложную «Медею». Женя – очень интересный режиссер, и я надеюсь, что у нее получится, потому что повесть Пушкина сегодня звучит очень современно. На следующий сезон у нас есть договоренность о постановке с Константином Богомоловым.

– Как возникли все эти фамилии?

– Как только ушел Бутусов, мы собрали худсовет, нашу молодежь, которая очень страдала и сильно переживала уход Бутусова из театра. Мы попытались их успокоить, всячески обласкать, сказали: ребята, вы – основа нашего театра. Скажите, что вы хотите? С какими режиссерами хотите работать? Они назвали много разных известных фамилий. Наш директор Валерий Борисович Градковский обратился ко всем, и многие оказались готовы с нами сотрудничать. Конечно, не все откликнулись, кто-то посчитал некорректным сразу после ухода Бутусова договариваться с театром. Теперь прошло время, Бутусов прекрасно работает в Москве, немножечко поутихли страсти и внутри театра.

– Что же будет ставить Богомолов?

– Я не хочу озвучивать за него. Сейчас он немного поменял направление своей режиссуры, проявляет интерес к пьесам советского театра. Это очень перспективное направление. Сегодня в обществе есть запрос на ретро. Мне кажется, что публика хочет вернуться в 1970–80-е, посмотреть на себя тогдашних.

– Как вам кажется, почему?

– Это тоска по безответственности, которая была у людей. Мы не отвечали за свою жизнь, жили по клише, работали в государственных организациях, все получали от 70 до 100 рублей, над нами стояло строгое начальство, нам было что-то можно, что-то нельзя. У нас не было той конкурентной борьбы, которая есть у нынешних поколений. Они вынуждены очень сильно мобилизовать свои собственные таланты. Не у каждого это получается. А иногда хочется просто расслабиться, вернуться в ту эпоху, не думать о том, сколько нужно заплатить за квартиру, как выучить детей, как получить достойное медицинское обслуживание. Да, мы ругали правительство, у нас не было свобод, но зато мы были более беззаботны. И у людей есть ностальгия по той беззаботности.

Следом за Богомоловым у нас будет ставить Александр Молочников – прекрасный молодой режиссер, интересно заявивший о себе на сцене МХТ.

– Вы были воспитаны в системе режиссерского театра. Сейчас вы стали чуть ли не единственной в Петербурге актрисой-худруком. Как вам кажется, что это даст театру?

– Новая система позволит театру не быть заложником режиссера, а стать своего рода заказчиком. Перед нами открывается художественная палитра всего мира, для такого уважаемого театра, как наш, для нашей сильной труппы, мне думается, не составит особого труда договориться о постановке с режиссером с самым большим именем.

– Пять лет ленсоветовская публика не видела ваших премьер. Можно ли надеяться, что теперь, когда вы возглавили театр, зрители смогут увидеть ваши новые роли в Театре им. Ленсовета?

– Я сыграю в спектакле Левакова «В этом милом старом доме». Но не для себя я получила эту должность, а для того, чтобы организовать комфортную творческую атмосферу в театре. Чтобы, по возможности, и те, кто был мало занят в репертуаре, вернулись на сцену. Артистам нужны хорошие новые роли, на которых они будут расти, а зрителям нужны интересные спектакли. Я вижу свою работу в том, чтобы соединить два этих желания.

– А вам что бы хотелось сыграть? О чем мечтается?

– Мне ничего не хочется сыграть. Я хочу, чтобы у нас в театре была стабильная и яркая творческая жизнь. В этом моя задача. В связи со своим назначением я перевернула стрелки в сторону общественной жизни, а не своей личной. И сделала это абсолютно осознанно.

– Планируется ли пополнение труппы новыми артистами?

– У нас сейчас будет просмотр молодых артистов. Обязательно нам нужны молодые, потому что от курса Бутусова – Алексахиной осталось не так много артистов в театре, многие уехали в Москву, девочки становятся мамами, нам нужно пополнение. Замечательный был курс, и спасибо большое Юрию Николаевичу и Ане за то, что они вырастили таких прекрасных детей. Но и они взрослеют. К сожалению, очень быстро бежит жизнь, и мы не всегда успеваем понять, как мы из одного поколения переходим в другое.

– Вы мыслите уже как человек, глубоко погруженный в процесс формирования труппы.

– Я так мыслю не потому, что я вдруг получила эту должность. Я всегда так мыслила, никогда не была зациклена только на себе. Я ведь в свое время была автором и ведущей телевизионной программы «Театральный бинокль», которую придумала сама лично именно для того, чтобы пропагандировать творчество петербургских артистов. Петербург – город, к сожалению, костный, он очень скептически относится к тому, что имеет. Большое видится на расстоянии, нет пророка в своем отечестве – это про нас, петербуржцев. Москва всегда кричит о себе: «Это гениально! Это здорово! Потрясающе!» А Петербург всегда прибедняется, и ни артистов своих, ни режиссеров порой не ценит. Вот вам пример: режиссер Олег Леваков. Знаете, кто его оценил? Президент. Он ему выразил благодарность. Он его заметил, потому что это человек, который всю жизнь делает высококачественные спектакли. Над ним порой смеются критики, считают его режиссером скромных достоинств, а я считаю, что он прекрасный режиссер. Мы играли поставленный им высочайшего качества спектакль «Интимная жизнь», который считается якобы антрепризным, двадцать пять лет! И все остальные его спектакли идут по 10–15 лет в театре, собирают полные залы. Я призываю нашу публику большее влияние оказывать на критиков, которые очень часто скептически относятся к нашим петербургским творческим людям. Критики любят режиссеров-«масочников».

– Предложение возглавить театр было неожиданным для вас?

– Да. Это случилось месяца два назад на собрании правления в петербургском отделении Союза театральных деятелей. Я, как председатель художественного совета театра, и директор отчитывались о нашей работе, говорили о том, как мы ищем нового режиссера-лидера, как это нелегко. Я несколько раз была в Комитете по культуре Санкт-Петербурга, вносила предложения кандидатов на должность художественного руководителя. Были идеи пригласить кого-то из знаменитых московских артистов, режиссеров. Очень много было вариантов, но все как-то не складывалось. И СТД предложил найти человека из своего коллектива. В Петербурге такой опыт был у БДТ при Кирилле Юрьевиче Лаврове. В Москве такая модель существует много лет и активно развивается. Возглавляют театры и Соломин, и Миронов, и Безруков, и Ширвиндт, и Машков, и Табаков был ярчайшим примером успешного творческого руководителя. Если мне хотя бы немного удастся стать похожей на Табакова, я буду рада, потому что он был отец театра, и мне бы хотелось стать матерью театра, той хозяйкой, которая думает о каждом человеке. И о труппе, и об артистах, и о зрителях, и о продаже билетов. Мне бы хотелось создать дружескую обстановку в нашем коллективе, при которой люди могут говорить друг другу правду в корректной форме. Я считаю, когда человек находится на такой должности, он не имеет права ни на кого обижаться.

– А вам кажется, сейчас у вас в театре не так?

– Вы не представляете, как тяжело артисты, работавшие с Бутусовым, пережили его уход. Это была тяжелейшая ситуации в их жизни. Он объединял их, дал им новый импульс развития, а они остались просто сиротками. Сейчас постепенно мы выходим из этого состояния. Я надеюсь, что они с этим справятся, и будут продолжать расти с новыми режиссёрами. Что делать – так получилось. И нужно жить дальше.