Нервный боевик с Жаном Рено в роли живучего крестного отца из Марселя.

Жан Рено

Странная вещь произошла с Люком Бессоном — его имя в титрах (в роли хоть режиссера, хоть продюсера) из знака качества превратилось в столь же убедительное обозначение чего-то совершенно ненужного, но неостановимого. То же самое случилось с Жаном Рено — вроде не выходя из своего амплуа печального киллера с раной в сердце, он начал походить на пережившего холокост кабанчика, и любое появление его на экране вызывает ощущение крайней утомительности. И вот — еще один боевик, спродюсированный Бессоном с Рено в главной роли, вдобавок ко всем прочим бедам, снятый Ришаром Берри — французским актером второго ранга, периодически обращающимся к режиссуре — с весьма удручающими последствиями (в России мелькала его довольно невыносимая драма «Черный ящик» про то как машина задавила маленького мальчика).

«22 пули» — история мафиозной шишки — Шарли Маттея по прозвищу «Бессмертный» — заправлявшего марсельской преступностью где-то в 90-х, а затем решившего уйти на покой и посвятить себя любимой семье. Однако, вместо справки об увольнении, друзья, коллеги и конкуренты (в преступном мире — это все одни и те же люди) поймали Шарли на автостоянке и всадили в него заглавные 22 пули — чтоб уж если ушел, то до конца и больше бы не мешался. Однако Шарли оказывается на редкость живучим, он сначала отходит, лежит на больничной койке и — пока вокруг него ходят озабоченные полицейские, лицемерные товарищи и испуганные домочадцы — печально смотрит, ничего не говорит, но как винни-пуховские неправильные пчелы — что-то подозревает. А подлечившись, выходит из больницы и берется за беспощадную месть. Дальнейшее движение сюжета довольно механистично и поэтому не нуждается в каком-либо пересказе. Наш герой всех убьет, и мы знаем об этом примерно с первых кадров. Тем более что «22 пули» основаны на реальных событиях, а Шарли до сих пор живет припеваючи и даже давал советы Жану Рено о том, как ему лучше вжиться в образ.

По стилю «22 пули» относится к худшему типу боевиков, напоминающих дурной наркотический трип — когда все мерцает, мельтешит и бросается резать глаз без всякого основания — герои, хотя и приторговывают кокаином, сами, как правило, позволяют себе максимум полбокала красного. В России так снимает Федор Бондарчук, но даже у него это получается лучше, что, в общем-то, указывает на выдающуюся неудобоваримость истории Бессмертного.