22 апреля в кинотеатре «Пушкинский» состоится одна из самых громких отечественных кинопремьер года – «Всадник по имени смерть» Карена Шахназарова. Накануне мы встретились с Андреем Паниным, исполняющим в фильме главную роль.

– Андрей, вам сразу предложили эту роль или пришлось проходить пробы?

– Я проходил пробы, как все. Карен Шахназаров – натура ищущая, без проб у него не обходится. Но я с детства люблю соревнования, поэтому к подобным испытаниям отношусь без трепета, для меня это часть профессии. Правда, Карен Георгиевич сначала пробовал меня на другую роль, но мне удалось убедить его, что смогу сыграть Жоржа. Хотя по возрасту я старше своего персонажа чуть ли не вдвое – террористы были молодыми людьми.

– Чем интересна для вас как для актера роль террориста?

– Своим экстремальным характером. Профессия актера предполагает изучение человека, его сущности. Наиболее ярко она проявляется в экстремальных обстоятельствах, на грани жизни и смерти. Фильм снят по книге известного террориста Бориса Савинкова «Конь бледный», которую он написал под псевдонимом В. Ропшин. Кстати, Савинков считался весьма одаренным литератором. И Зинаида Гиппиус, и Владимир Мережковский на литературных салонах всерьез обсуждали его опусы.

Название «Конь бледный» Савинков взял из Откровения Иоанна Богослова: «…И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним…». Карен Шахназаров названием своего фильма сделал вторую часть фразы – «Всадник по имени смерть». Получилось и уважительно по отношению к первоисточнику, и более привлекательно для зрителя. Главный герой книги и, соответственно, картины считает себя вихрем, сметающим жизнь: «Двуногих тварей миллионы – для нас орудие одно».

Он мыслит себя демиургом. Это такой политический Раскольников: «Тварь я дрожащая или право имею». Он убежден, что имеет право, но и дрожит в то же время. Это человек смелый и жестокий по отношению не только к другим, но и к себе. В фильме он показан в переломный момент жизни, когда террористы замахнулись на дело такого масштаба, о котором раньше и не помышляли, – на убийство великого князя Сергея Александровича.

– В картине исследуются истоки терроризма?

– Скорее речь идет о том, как можно использовать человеческий страх в своих целях. И еще картина дает понимание психологии человека, идущего на смерть.

– Говорят, в фильме много спецэффектов, трюков. Принимали ли вы участие в каких-либо из них?

– Фильм действительно масштабный, объемный, в нем много взрывов, пальбы, трюков. Но я в них не участвовал, это не моя профессия, я больше по части трюков психологических. Хотя, если честно, работа над картиной для меня оказалась достаточно тяжелой. Материал был выматывающим, просто каким-то вампирским. Наверное, дело и в теме, и в характере моего героя, и в атмосфере, которую мы старались создать на съемочной площадке. Мы пытались сделать фильм серьезным, вдумчивым. Я пока не видел картину, и мне самому любопытно взглянуть, что получилось.