Маленький победоносный фестиваль проходит в Москве в седьмой раз. Его полное имя – VII Московский Международный Фестиваль искусств имени Соломона Михоэлса, и он включает все жанры.

Романтик и менеджер, националист и космополит, Соломон Михоэлс всю жизнь наперекор всему созидал, и нынешний седьмой по счету парад планет в его честь отвечает его же принципам. Главное музыкальное событие фестиваля – спектакль Театра балета Бориса Эйфмана «Мой Иерусалим». Постановка уже была в Москве, но посмотреть ее заново все равно стоит. Во-первых, прежние гастроли были уже давно, во-вторых, ныне Борис Эйфман обещает новую редакцию. Наконец, в-третьих, дело в контексте: рядом с другими балетами Театра Эйфмана «Мой Иерусалим» выглядит иначе, чем в афише фестиваля, ведь здесь в один вечер с ним солисты известных ансамблей будут играть меняющий угол зрения репертуар.

Пока напомним, что Эйфман сообразно со своими привычками нарезал для балета «еврейскую, христианскую, мусульманскую, религиозную и этно-музыку; техно-музыку групп Wanfried, Future Sound of London, Reload и прибавил к этому великолепию «Арию» Моцарта. Основной посыл спектакля – личные эмоции балетмейстера от первой встречи с «городом мира». Здесь намешано много разных чувств: город велик и близок к небу, но тут же режет глаз дикая разобщенность людей, ходящих в синагоги, храмы и мечети.

В «Моем Иерусалиме» артисты, оттанцовывая привычную разным религиям музыку, приходят в итоге к тишине и к общему дому – Ноеву ковчегу с менорой, крестом и полумесяцем (художник Вячеслав Окунев). А достигнутая тишина разрешается «Арией» Моцарта как образцом всем понятной гармонии, под нее ковчег и плывет. О художественных достоинствах решения можно рассуждать, но этические налицо; в качестве эффектного призыва к единению однокоренных религий это достижение, почти Бежар, только постсоветский и спустя полвека.

Но – мы говорили о контексте, и на него стоит обратить внимание. В тот же вечер «Музыку Бродвея, Голливуда и еврейского местечка» играют солисты Государственного Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и Камерного ансамбля «Виртуозы Тель-Авива», солирует скрипка Саня Кройтор, в чьей власти кантри, этника и джаз. Представлять «Виртуозов Москвы» вряд ли надо, а вот секстет «Виртуозы Тель-Авива» нуждается в расшифровке. В его составе солисты известного во всем мире Израильского Филармонического оркестра, три скрипки, альт, виолончель и контрабас. Руководит ансамблем уроженец Украины и выпускник Одесской консерватории скрипач Александр Поволоцкий, до отъезда в Израиль работавший в ансамбле скрипачей ГАБТ СССР и в ГАСО под управлением Евгения Светланова. Устроители знали, что делали: музыка Чаплина, Гершвина, фрагменты мюзикла «Скрипач на крыше» и еврейские народные мелодии разбавят пафос «Моего Иерусалима».

Дальше на фесте будет драматический спектакль «Поздняя любовь» в постановке Евгения Арье по удивительной прозе Исаака Башевиса-Зингера. А в последний день МАГСО Павла Когана предоставит дирижерский пульт Мише Кацу (Франция), а соло на скрипке – Михаилу Безверхнему (Бельгия), ученику знаменитого профессора Юрия Янкелевича. В той же компании играют Лиана Исакадзе и петербуржский скрипач Михаил Гантварг, глава известного ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга». Играя вместе, они тоже подумают на тему «Мой Иерусалим», и еще вопрос, чьи мысли о вечном городе окажутся тоньше, точней и сильней.