К ритуальному новогоднему набору – запах хвои, салат «оливье», «Ирония судьбы» по телевизору – культурная публика непременно добавляет балет «Щелкунчик».

Чудесная история про оживший под елкой подарок родилась в конце позапрошлого века. С тех пор исправно радует и заядлых театралов, и бесконечно далеких от театра людей.

В императорских Его Величества театрах идеи вынашивались и воплощались очень тщательно. Ставить «Щелкунчика» придумал просвещенный директор Мариинского театра Иван Всеволожский, тот самый, что прежде сподвиг Петра Ильича Чайковского на «Спящую красавицу». Всеволожский рассчитывал на модную новинку, и по тем временам идея и правда была неординарной. «Щелкунчик» должен был стать спектаклем с шикарными танцами, нестандартной музыкой, грандиозными спецэффектами. Словом, настоящим гламурным блокбастером времен заката империи, которым не грех было встречать новый 1893 год.

Стать шедевром «Щелкунчику» помогли три обстоятельства. Первое – основой для либретто господин директор выбрал сказку Гофмана, бездонную и совсем не детскую. Автором программы и хореографического плана постановки стал Мариус Петипа, что почти автоматически гарантировало отменное качество. А музыку по точнейшим планам Чайковский написал абсолютно гениальную. Мало того: тройственный союз директора, хореографа и композитора выпустил такую сказку, что на все последующие времена лишил покоя художников. Чуть ли не каждый амбициозный постановщик балетов с тех самых пор стремится превзойти предшественников или, как минимум, сделать собственную версию балетной сказки.

Про сюжет
История вкратце очень симпатичная. Доброй девочке Маше на детском новогоднем празднике дарят щелкунчика – страшненькую деревянную игрушку для колки орехов, на которую никто из сверстников не позарился. А потом… то ли во сне, то ли наяву, случается волшебство. На разряженную елку со всех сторон наступают полчища мышей, Маше грозит беда, и оживший Щелкунчик героически бросается на ее защиту. Неприятель разбит, деревянный уродец превращается в прекрасного принца, и вместе с Машей они плывут в страну Феи Драже с мармеладовыми полянами и пряничными домами. Вальс, который Маша и Щелкунчик танцуют в сладком мире, входит в десятку самых исполняемых шлягеров классической музыки – такой сплав заложенных в нем эмоций захватывает дух и приобщает к гению.

Смешно, но правда: после премьеры «Щелкунчика» обвинили в рекламе петербургских кондитерских лавок. А уже в советские времена отечественные мудрецы усмотрели в борьбе принца с мышами отзвуки французской революции. В самом деле, разве может быть гениальная сказка идейно неправильной? Теперь идейность «Щелкунчику» не приписывают, рекламу официально отправили на афишу, а новых «Щелкунчиков» выпускают все-таки гораздо реже, чем реставрируют старого. Что же делать, если он никак не надоедает!

На вкус и цвет
«Щелкунчик» оказался существом жизнеспособным и ныне обитает не только в театре: есть одноименная интерактивная музыкальная игра и даже сайты www.schelkun.ru и www.nutcracker.ru Но «живьем» он все-таки выглядит лучше. В Москве в канун праздника можно посмотреть как минимум двух «Щелкунчиков». Первый идет в главном театре страны, и получить в нем партию считается делом крайне престижным. Ну и попасть на него тоже задача не из простых, хотя и не из безнадежных: в Большом танцуют «Щелкунчика» много раз, поскольку глупо отказываться от заведомых аншлагов.

Другой достойный внимания московский «Щелкунчик» появился на свет благодаря дирижеру и пианисту Михаилу Плетневу. В середине девяностых он уже ставил свою версию гениального спектакля, в котором главную роль играет оркестр, исполняющий чудесную музыка. В унисон с РНО танцуют дети из московской балетной школы (она же Государственная Академия хореографии), а текст читает лукавый волшебник Олег Табаков.

Но для полного впечатления о «Щелкунчике» надо ехать в Санкт-Петербург. С выбором тут определиться трудно, поскольку Мариинский театр от щедрости души представляет целых три версии балетной сказки! Версия Василия Вайнонена 1934 года посвящена взрослению юной души, и исполняют ее будущие артисты Мариинского театра, ученики Академии Русского балета имени Вагановой. Более свежая версия Михаила Шемякина (2001), получившая в театре точное прозвище «Шемякунчик», будет только в январе. Смотреть ее стоит скорее ради роскошных раблезианских декораций: мыши вылезают из громадных дыр в сырах, а в царстве Феи Драже по кремовым и джемовым кулисам ползают бутафорские осы. Наконец, есть в Мариинском небольшое недоразумение с названием «Волшебный орех», с хореографией Донвены Пандурски 2005 года. Идет нечасто, но билеты купить несложно. В колыбели «Щелкунчика» считают, что разные версии старой сказки имеют право жить под общей крышей.

А если в театр вы все-таки не выберетесь, утешайте себя тем, что в следующем году в декабре будет новое нашествие «Щелкунчиков». Такое же неизбежное, как запах хвои, салат «оливье», «Ирония судьбы» по телевизору и прочий ритуальный новогодний набор.