Жара в Москве закончится потопом. Так считают в Театре Станиславского, где покажут «7 дней до потопа» по пьесе Пресняковых. Журнал «Ваш досуг» рассказывает о самых модных российских драматургах.

Братья Олег и Владимир Пресняковы

Банка с супом

Родились Олег и Владимир соответственно в 1969-м и 1974 годах в Екатеринбурге, у персиянки мамы и русского папы. «Мы живем на пересечении двух кровей. Это пересечение Европа — Азия — то, что формирует нас изнутри», — говорят братья. Закончив филфак местного университета, они стали преподавать, Олег даже защитил
диссертацию о поэзии Андрея Белого. Но тут в братском мозгу случился сдвиг, и вместо продолжения академической карьеры они организовали Театр имени Кристины Орбакайте и стали писать пьесы, из которых, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся российская новая драма. Сами Пресняковы о себе говорят так: «Когда-то Энди Уорхол «сфотографировал» Мэрилин Монро и «нарисовал» банку с супом. Нам кажется, что в театре мы делаем то же самое, что Уорхол в живописи: мы рисуем Мэрилин Монро на банке с супом».

Раскрепощение
Именно эти филологи первыми вывели на русскую сцену ненормативную лексику, а попросту мат. «Россия становится частью мирового пространства, не только экономического, но и культурного. А это значит, что должна раскрепоститься и сфера языка», — глубокомысленно объясняет Олег. Перу Пресняковых принадлежит самый длинный матерный монолог: в пьесе «Изображая жертву» его произносит капитан милиции, потрясенный легкостью, с которой молодежь крошит друг друга в капусту. В МХТ эту роль сыграл Виталий Хаев — и сделал это так убедительно, что Олег Табаков разрешил оставить монолог без купюр.

Мистика
Кирилл Серебренников в 2002-м поставил в МХТ пьесу Пресняковых «Терроризм». Премьера совпала с захватом заложников на Дубровке. С тех пор братьев окружает
ореол мистики.

Из артхауса в мэйнстрим
«Российское кино в жопе» — такой фразой начинался фильм Серебренникова по пьесе «Изображая жертву». Ситуация в кино с тех пор не сильно изменилась. Но для Пресняковых лента Серебренникова стала началом движения по красной дорожке
родного кинематографа. Режиссер Иван Дыховичный сделал по их пьесе «Европа —
Азия», возможно, свой лучший фильм. А Михаил Пореченков поручил Пресняковым сценарий «Дня Д» – своего ремейка боевика «Коммандо». В общем, начав на обочине, именуемой «новая драма», братья постепенно перебираются в мейнстрим.

Жизнь налегке
В последние годы Пресняковы стали главной экспортной статьей российского театра
и едва успевают посещать мировые премьеры своих пьес. Можно сказать, они живут
в самолете между Лондоном, Оксфордом, Лиссабоном и Штутгартом. При этом у них
нет скайпа, телефона и аськи —  братья говорят, что «обзаведутся всем этим только когда вырастут».

Режиссура
Отдыхать они предпочитают в пивных Лиссабона, общаясь с потомками пиратов. В такой пивной, перестроенной из развалившегося храма, братья придумали пьесу «Паб» — о дьяволе, собравшем президентов сверхдержав, чтобы объявить им о конце света. Ее Пресняковы поставили два года назад в «Театриуме на Серпуховке», дебютировав как режиссеры. Дьявола сыграла Людмила Гурченко.

«7 дней до потопа»
«Первоначально пьеса называлась «Перед потопом». Представьте: в магазине человеку предлагают купить пачку чипсов, обещая, что там будет выигрыш — яхта. Он не
верит, но все-таки покупает. Тут продавец, «впаривший» ему эту пачку, говорит: «Ты —
второй Ной, тебе нужно будет на этой яхте собрать всех…». Сперва человек относится
к этому как к рекламной кампании, но постепенно происходящее убеждает его
в том, что можно и поверить».