«Московская оперетта» открывает новый сезон мюзиклом «Граф Орлов». О работе над образом императрицы Екатерины II рассказывает .


Фото: Юрий Богомаз

У Кати Гусевой последние две недели цейтнот. Утром — репетиции, в обед — фотосессия в костюмах, вечером — озвучка на телевидении. На следующий день — съемки, а ночью — поезд в Киев для участия уже в другом фильме. Так что беседовали мы прямо на съемочной площадке, между дублями. Катя вышла в кожаной косухе и мини-юбке, в черном парике и с вампирским маникюром. Увидев мой ошарашенный взгляд, она рассмеялась.

Не пугайтесь. Я играю сейчас хозяйку ночного клуба по имени Черномор в фильме Саши Баршака «12 месяцев». Это очень эпатажный персонаж, почти фрик, спасибо режиссеру за то, что дал мне возможность сыграть что-то... экстравагантное.

Роль Екатерины Великой — тоже смелый шаг. Обычно мы представляем императрицу статной дамой в годах.

Ох, я уже устала обсуждать этот вопрос. Действительно, вначале я старалась помочь себе какими-то внешними приспособлениями, но когда стала погружаться в музыкальный материал, то все наносное стало отходить на второй план. Роман Игнатьев написал очень эмоциональную музыку — в ней есть вся гамма красок, необходимых для роли.

Но все же, как создавался образ Екатерины?

Мне трудно было искать царственность, надменность, властность внутри себя, поэтому мы пошли от внешнего к внутреннему. Вячеслав Окунев, наш художник, придумал мне обувь на высокой платформе — так оказалось гораздо легче свысока смотреть на подданных. А как только я примерила корону Российской империи, все встало на свои места — выпрямилась спина, поднялся подбородок. Последний штрих добавил наш художник по гриму, известный стилист Андрей Дрыкин. Мне кажется, ему удалось найти компромисс между исторической правдой и современностью. Образы получились очень яркие и стильные. И потом любопытно было взглянуть на себя в более зрелом возрасте, с сединой.

Разве Екатерина не красилась?

Тогда седина была в моде, парики специально пудрили. А что там под ними? Может, императрица была рыжей бестией, а может, как лунь, седая. Интересно было «выманить» из сохранившихся парадных портретов Екатерины живую женщину.

Тяжело носить царские регалии?

Да нет, трудно было научиться в пышных многослойных юбках сходить вниз по лестнице. Страшно наступить на подол, а смотреть под ноги нельзя — на голове корона! А ее нужно нести гордо. Пришлось на ощупь изучить все ступени декорации.

Вам пришлось петь в непривычно низкой тесситуре. Не вредит ли это голосу?

Сначала я этого опасалась, это действительно голосовой эксперимент, ведь я, по сути, лирическое сопрано, а в партии Екатерины мне приходится иногда и кричать, и рычать. Я, конечно, осторожничаю, после репетиции делаю упражнения, чтобы собрать голос. Я по-прежнему играю Марию Магдалину в Театре Моссовета, выступаю сольно в концертах, где пою в высоком регистре. Так что эти эксперименты голосу не вредят, просто диапазон стал шире.

Когда вы в первый раз действительно почувствовали себя императрицей?

У нас была презентация проекта в Екатерининском дворце. Там удивительная атмосфера, даже сохранились предметы интерьера XVIII века. Сейчас в нем находится Культурный центр вооруженных сил. Так что генерал-аншеф граф Орлов, императрица Екатерина и «внучка Петра» Елизавета гармонично вписались в обстановку. В залах звучала музыка из спектакля «Граф Орлов» в живом исполнении «придворных» музыкантов, облаченных в костюмы и парики того времени. Танцевали пары.

Знаю, что к дворцу вы подъехали на карете.

Да. Правда, она была такая малюсенькая, что мы с Голицыным (Александр Маркелов, народный артист России. -- прим. «ВД») в ней еле уместились. Диадема уперлась в потолок, а все пространство кареты заняли пышная юбка и мантия. На площади нас хлебом-солью встречал народ. А я хихикала, не могла собраться... Просто в какой-то момент почувствовала себя площадной актрисой. Я раньше и на стадионе выступала, и даже в цирке, а на улице еще нет. Но я собралась и вышла из кареты — императрицей. В этом дворце впервые перед публикой я исполнила арию Екатерины «Бог дал мне власть». Это была первая проба образа. И тогда я поняла, что он работает.