Балет Деклана Донелланна и Раду Поклитару – несомненное событие сезона.

Режиссер новейшей балетной версии «Ромео и Джульетты» Донелланн – ирландец, хореограф Поклитару – молдаванин. Эмоции у обоих не слабые. Можно было предположить, что балет по шекспировской трагедии будет похож на жуть Хэллоуина пополам с молдовеняской. Но постановщики мудро загнали свои темпераменты вглубь и выпустили спектакль с виду обманчиво суровый.

На самом же деле балет похож на полузастывшую лаву, под коркой которой кипит и рвется наружу неистовая слепая сила. Все персонажи одержимы неуправляемыми страстями, насильно подавленными обществом. Эта вполне фрейдистская концепция воплощена в тонко разработанной системе знаков, которые зритель должен расшифровать. Тогда, вникнув в расставленные вехи (они вполне понятны), вы обнаружите подлинного Шекспира, идеи которого в мировом искусстве давно уже не привязаны к конкретному месту и времени.

За гранями трехцветных квадратов (художник Ник Ормерод) привидится погрязший в клановых разборках город: контраст черного, белого и красного – чем не умытые кровью крайности, которые всегда сходятся? За грубыми манерами и современными костюмами персонажей просматриваются традиции «Вестсайдской истории» и крутого «Ромео + Джульетты» База Лурмана.

Полулюбовное-полудружеское отношение Меркуцио к Ромео – современная транскрипция монологов Меркуцио: в шекспировских текстах друг главного героя много и недовольно выговаривает приятелю за повышенное внимание к женщинам. Добавленная в сюжет любовная связь леди Капулетти с племянником Тибальдом – тоже не «клубничка», а признак глобальной неустроенности всех героев балета, в том числе толпы.

Людская масса как начало и конец всей этой истории – пожалуй, самое впечатляющее в постановке. Агрессивность массы, ее беспощадное любопытство к частной жизни, по Донелланну и Поклитару, – истинная причина трагедии веронских влюбленных. Танцы Ромео и Джульетты сочинялись по принципу «одиночества в толпе».