Спектакль Сверлийцы. Эпизод II, увертюра. Завершение

Оценка редакции

Второй эпизод оперного сериала Бориса Юхананова.

Мы оказываемся на второй палубе гондоловоза, где среди священных обрядов начинается история Последнего Сверленыша. Живущий в забытьи, отрезанный от Сверлии, он вдруг пробуждается во время завтрака на своей московской кухне, чтобы вспомнить все и вернуться на сверлийскую родину.


Оперный сериал по одноименному роману Бориса Юхананова о фантастической Сверлии — стране, существующей параллельно земной реальности и пребывающей одновременно в трех временах: прошлом, настоящем и будущем. Главный знак этой цивилизации — сверло. Между Сверлией и Землей проложены тропы: например, одним из порталов для попадания в фантастическую реальность является Венеция, вторым — Санкт-Петербург. Главный герой оперы, Принц, несет миссию по спасению Сверлии от гибели. Ему предстоит столкнуться с Кружевницей (см. пункт 3 Мифологического трактата о Сверлии), которая уже уничтожила его мир в прошлом.

Авторы музыки — ведущие современные российские композиторы: Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Владимир Раннев и Алексей Сысоев.

Отзывы о «Сверлийцы. Эпизод II, увертюра. Завершение»

Ия 1 марта 2019, 03:39

«Сверлийцы» Оперный сериал-сновидение в 5 частях (Электротеатр). Часть II

Фантастический сериал. Во всех смыслах. По роману Б.Юхананова.
Миф, поэзия, искусство сновидений; чрезвычайно плотный текст, куча отсылок, коннотаций, в котором я как зритель давно готова утонуть, как древняя бабочка в капле смолы, чтоб стать янтарем и просто плыть в гондоле, которую протянут тросом по резиновой воде странные и стройные ребята – гондольеры. Тут красиво и завораживающе
Как в настоящем мире, похожем на тот, который описал безумец Ницще в своей «Веселой науке», читая в Генуе Спинозу, и, одновременно и очевидно, веселясь и сходя с ума.
«Во сне или ничего не видят, или видят что-нибудь интересное. Нужно научиться тому же и наяву»
Училась. Это - легко здесь, в театре, перед экраном, на котором угадывается силуэт Венеции, разноцветный и будто б из стекла, проплывают то рыбы, чья немота – поддельна, из открытых ртов лезет безумный текст, а в небе пролетают головы всем известных людей, снабженные крылышками и грустными лицами.
И тут пора немного крышу расшатать, шагнув в пространство сновидений дальше
Трудно отвлечься от материального, от броской красоты сценографии. (Степана Лукьянова)
Детально сочиненный мир: стол-трансформер, кинетическая люстра, серф-доска-гондола и прочее предметное из тканей, дерева, металла и пластика и фантазии.
В нем есть место лирическому герою, Сергей Малинин, и он – на кухне, в белом халате, очках, в его руках – то чашка кофе, то свиток, то шнурок от пояса русалки, в кармане – ключи, от сердца и к смыслу.
Он поет. Тенор, главный лирический голос в любой опере, и в этой тоже. Он интонирует нам непонятное и транслирует неизвестное. Взывает к пробуждению мысли, ее скорейшему вращению, спиралью, по-сверлийски, но будит, в результате, в этом кружении, эмоции.
Равно как и актеры пластического жанра: Лина Лангнер и Павел Кравец. Их этюд – мистическая капоэйра, их носки – таби, с платьем и хакама одинаково красного цвета, примерно вишня, а спелость как уж свет падет на эту вишню.
В финале ко всей этой красоте добавится русалка, Дарья Колпикова, совершенно земная, хоть и земно-водное, рожденная лежать и ползать.
Из-за нее мне грезится уже барокко, но, увы, это - конец, финал, и финиш второй части.
Да, и о музыке. Спектакль не беззвучен, в нем нет места тишине и абсолюту. Опера вообще не для этого. Оркестр в пластиковых кудрях и черных пижамах забыть нельзя
"Вакуум всем нам кум» поют хасиды, и выкатывается хтонический бас, и звуки издает из стога совершенно синего сена, специфического свойства, и морочит нам голову своим величием.
Дирижирует Филипп Чижевский, бледный эльф, совсем уж по-человечески, если принимать во внимание происходящее вокруг.
Хор – не меньше чем оркестр, часть действия, и весомая доля красоты, и вокальной, и музыкальной.
вокальный ансамбль N'Caged и QUESTA MUSICA
Слышала мнения, что непонятно и неприятно звучит.
Но ведь на то на и искусство – оно не призвано объединять, а скорее, разъединять, по предпочтениям хотя бы.
И вся эта опера - не на пустом месте, конечно. Может подойти в качестве предшественника Вагнер, например. Как создатель известного 4-частного оперного сериала, что характерно, мифологического. К кольцу нибелунгов, мы – худо-бедно, да привыкли. Только многие ли, все ли?
Нужна привычка, просто слушать и быть внутри, а понимать не обязательно. Не получится. Не понимаешь Вагнера, и эта музыка не станет доступной и приятной. Нам в помощь визуальный мир, можно отвлечься и не унывать.
А то стараемся – маньяки ж - сохранить свои привычки в жесткой неприкосновенности. Предполагая, что Моцарта-то уж понимаем так прекрасно, тададам тада дам, могу напеть, до того дошло, что и нравится, и в метро всегда насчет Времен года Вивальди поаплодировать, а там и группа крови на рукаве подоспеет, не устанут никогда, наверное, твердить про это, видно нормальные люди, а тут вдруг все другое. Не норма.
Нет, я не Германн, я другой
И кредо – иное. «Могу жертвовать необходимым в надежде получить излишнее».

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Актеры «Сверлийцы. Эпизод II, увертюра. Завершение»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / музыкально-драматический