Тайны Большого театра
6+

Получите возможность выиграть
билеты в Большой театр с Mastercard

*Мастеркард

«Щелкунчик» по всему миру: культовые постановки

В 2016-м балету Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» исполняется 124 года. За это время его ставили бесчисленное количество раз. Мы собрали для вас самые запоминающиеся, на наш взгляд, постановки, которые можно увидеть в разных театрах мира и сейчас.

Самая культовая: Большой театр, хореография Юрия Григоровича

Версию Юрия Григоровича интересно смотреть и детям, и взрослым: каждый поймет ее по-своему. Юные зрители будут в восторге от декораций и костюмов Симона Вирсаладзе, взрослые оценят знаменитое па-де-де Феи Драже, «Вальс цветов», а заодно получат повод к размышлению. Спектакль 1966 года превратил детскую сказку в философское рассуждение о недостижимости идеала, наполненное гофманским мистицизмом и таинственностью. Во многом благодаря этой постановке «Щелкунчик» стал классикой XX века, которую хоть раз в жизни должен посмотреть каждый.

В премьерных показах главные партии танцевали легенды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев, сейчас в ролях Маши и Щелкунчика-Принца выступает новое поколение звезд Большого театра: Екатерина Крысанова, Нина Капцова, Денис Родькин, Владислав Лантратов, Артем Овчаренко и другие талантливые артисты.


Самая первая: Мариинский театр, хореография Василия Вайнонена

В Мариинке «Щелкунчик» появился в 1934 году. Прославившийся страстным, порывистым балетом «Пламя Парижа» про Великую французскую революцию за два года до этого, балетмейстер Василий Вайонен на этот раз создал совершенно противоположную ему постановку — простую, трогательную и добрую. Здесь есть всё, что нужно идеальному детскому спектаклю: фантастические фокусы, яркие куклы, горящая праздничными огнями елка —зрители погружаются в мир волшебства и забывают о реальном мире на 2 часа 45 минут.

Именно Вайонен первым придумал ставить на роли Маши/Феи Драже и Щелкунчика/Принца Оршада одних и тех же танцовщиков. В 30-х годах это были Галина Уланова и Константин Сергеев. Сейчас главные партии исполняют звезды Мариинки, а вот детей, мышей, игрушки и снежинки, по давней традиции, танцует молодежь из Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В свое время через такой «обряд посвящения» прошли Рудольф Нуреев, Диана Вишнёва и Светлана Захарова.


Самая оптимистичная: Городской балет Нью-Йорка (New York City Ballet), хореография Джорджа Баланчина

Ещё один «Щелкунчик» с большой историей обитает в Нью-Йорке. Здесь в 1954 году его поставил Джордж Баланчин, хореограф грузинского происхождения, покинувший СССР в 20-х годах и ставший родоначальником всего американского балета. Городской балет Нью-Йорка, выросший из основанного Баланчиным «Балетного общества», хранит постановку мастера как святыню и показывает «Щелкунчика» каждый год под Рождество и Новый год. Без неё американцы уже не мыслят праздников и зимних каникул.

Нью-йоркская версия отличается повышенным оптимизмом и полностью избавлена от печальных ноток. Мари и племянник Дроссельмейера остаются детьми и наблюдают па-де-де, сидя на «троне» и поедая сладости. В нынешних спектаклях хореография Баланчина сочетается с невероятным визуальными эффектами, вызывающими восхищенные вздохи зрителей. Елка внезапно вырастает с 3,5 до 12 метров, по залу порхают кристально-прозрачные снежинки, а комический костюм Пряника настолько огромен, что его обслуживают три человека.


Самая многонациональная: Королевский театр в Ковент-Гардене, хореография Питера Райта

Английская постановка моложе предыдущих: ей «всего» 32 года, но она также знаменита по всему миру. Автор хореографии — Питер Райт, кавалер ордена Британской империи и почетный доктор музыки. В этом году Королевский театр посвятил «Щелкунчика» 90-летнему юбилею балетмейстера, а значит все имеющие отношение к спектаклю работники будут особенно стараться. Составы намечаются поистине экзотические: на главные партии назначены японские, итальянские, корейские, болгарские, английские, шотландские и американские балерины и танцовщики.


Самая хулиганская: Американский театр балета (American Ballet Theatre), хореография Алексея Ратманского

Уходя из Американского театра балета (АТБ), Михаил Барышников забрал оттуда все свои постановки, в том числе и «Щелкунчика», и на долгое время труппа осталась без Чайковского. Восполнил пробел в 2010 году бывший художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский.

На этого «Щелкунчика» впечатлительным любителям классики лучше не ходить: он создан для тех, кто готов к экспериментам и «хулиганству». Действие начинается на кухне: горничные пугаются маленького мышонка, а он очень смешно от них бегает, прячется и снова вылезает из самых неожиданных мест. Клара и Фриц таскают со стола сладости. Мыши грызут подвешенные на веревках колбасы. Бесчисленные забавные сценки заставляют смеяться снова и снова.

*Мастеркард
Общий срок проведения акции — с 14 ноября 2016 г. по 3 января 2017 г. Период регистрации для участия в акции — с 14 ноября по 18 декабря 2016 г. Подробности акции, информацию об организаторе акции, правилах ее проведения, количестве призов по результатам акции, сроках, месте и порядке их получения смотрите на сайте ru.priceless.com/ballet. Для лиц старше 18 лет.