«Щелкунчик» по всему миру: культовые постановки
В 2016-м балету Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» исполняется 124 года. За это время его ставили бесчисленное
количество раз. Мы собрали для вас самые запоминающиеся, на наш взгляд, постановки, которые можно увидеть в
разных театрах мира и сейчас.
Самая культовая: Большой театр, хореография Юрия Григоровича
Источник: RIA Novosti archive / Sahovskiy / CC-BY-SA 3.0
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: RIA Novosti archive / Sahovskiy / CC-BY-SA 3.0
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Источник: Дамир Юсупов/Большой театр
Версию Юрия Григоровича интересно смотреть и детям, и взрослым: каждый поймет ее по-своему. Юные зрители
будут в восторге от декораций и костюмов Симона Вирсаладзе, взрослые оценят знаменитое па-де-де Феи Драже,
«Вальс цветов», а заодно получат повод к размышлению. Спектакль 1966 года превратил детскую сказку в
философское рассуждение о недостижимости идеала, наполненное гофманским мистицизмом и таинственностью. Во
многом благодаря этой постановке «Щелкунчик» стал классикой XX века, которую хоть раз в жизни должен
посмотреть каждый.
В премьерных показах главные партии танцевали легенды советского балета Екатерина Максимова и Владимир
Васильев, сейчас в ролях Маши и Щелкунчика-Принца выступает новое поколение звезд Большого театра: Екатерина
Крысанова, Нина Капцова, Денис Родькин, Владислав Лантратов, Артем Овчаренко и другие талантливые
артисты.
Самая первая: Мариинский театр, хореография Василия Вайнонена
Источник: Наташа Разина/Мариинский театр
Источник: Наташа Разина/Мариинский театр
Источник: Валентин Барановский/Мариинский театр
Источник: Наташа Разина/Мариинский театр
Источник: Наташа Разина/Мариинский театр
Источник: Наташа Разина/Мариинский театр
Источник: Валентин Барановский/Мариинский театр
Источник: Наташа Разина/Мариинский театр
В Мариинке «Щелкунчик» появился в 1934 году. Прославившийся страстным, порывистым балетом «Пламя Парижа» про
Великую французскую революцию за два года до этого, балетмейстер Василий Вайонен на этот раз создал
совершенно противоположную ему постановку — простую, трогательную и добрую. Здесь есть всё, что нужно
идеальному детскому спектаклю: фантастические фокусы, яркие куклы, горящая праздничными огнями елка —зрители
погружаются в мир волшебства и забывают о реальном мире на 2 часа 45 минут.
Именно Вайонен первым придумал ставить на роли Маши/Феи Драже и Щелкунчика/Принца Оршада одних и тех же
танцовщиков. В 30-х годах это были Галина Уланова и Константин Сергеев. Сейчас главные партии исполняют
звезды Мариинки, а вот детей, мышей, игрушки и снежинки, по давней традиции, танцует молодежь из Академии
русского балета имени А. Я. Вагановой. В свое время через такой «обряд посвящения» прошли Рудольф Нуреев,
Диана Вишнёва и Светлана Захарова.
Самая оптимистичная: Городской балет Нью-Йорка (New York City Ballet), хореография Джорджа Баланчина
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Martha Swope/New York City Ballet
Источник: Martha Swope/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Martha Swope/New York City Ballet
Источник: Martha Swope/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Источник: Paul Kolnik/New York City Ballet
Ещё один «Щелкунчик» с большой историей обитает в Нью-Йорке. Здесь в 1954 году его поставил Джордж Баланчин,
хореограф грузинского происхождения, покинувший СССР в 20-х годах и ставший родоначальником всего
американского балета. Городской балет Нью-Йорка, выросший из основанного Баланчиным «Балетного общества»,
хранит постановку мастера как святыню и показывает «Щелкунчика» каждый год под Рождество и Новый год. Без
неё американцы уже не мыслят праздников и зимних каникул.
Нью-йоркская версия отличается повышенным оптимизмом и полностью избавлена от печальных ноток. Мари и
племянник Дроссельмейера остаются детьми и наблюдают па-де-де, сидя на «троне» и поедая сладости. В нынешних
спектаклях хореография Баланчина сочетается с невероятным визуальными эффектами, вызывающими восхищенные
вздохи зрителей. Елка внезапно вырастает с 3,5 до 12 метров, по залу порхают кристально-прозрачные снежинки,
а комический костюм Пряника настолько огромен, что его обслуживают три человека.
Самая многонациональная: Королевский театр в Ковент-Гардене, хореография Питера Райта
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Bill Cooper
Источник: ROH/Bill Cooper
Источник: ROH/Johan Persson
Источник: ROH/Johan Persson
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Tristram Kenton
Источник: ROH/Bill Cooper
Источник: ROH/Bill Cooper
Источник: ROH/Johan Persson
Источник: ROH/Johan Persson
Английская постановка моложе предыдущих: ей «всего» 32 года, но она также знаменита по всему миру. Автор
хореографии — Питер Райт, кавалер ордена Британской империи и почетный доктор музыки. В этом году
Королевский театр посвятил «Щелкунчика» 90-летнему юбилею балетмейстера, а значит все имеющие отношение к
спектаклю работники будут особенно стараться. Составы намечаются поистине экзотические: на главные партии
назначены японские, итальянские, корейские, болгарские, английские, шотландские и американские балерины и
танцовщики.
Самая хулиганская: Американский театр балета (American Ballet Theatre), хореография Алексея Ратманского
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Источник: Gene Schiavone/American Ballet Theatre
Уходя из Американского театра балета (АТБ), Михаил Барышников забрал оттуда все свои постановки, в том числе
и «Щелкунчика», и на долгое время труппа осталась без Чайковского. Восполнил пробел в 2010 году бывший
художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский.
На этого «Щелкунчика» впечатлительным любителям классики лучше не ходить: он создан для тех, кто готов к
экспериментам и «хулиганству». Действие начинается на кухне: горничные пугаются маленького мышонка, а он
очень смешно от них бегает, прячется и снова вылезает из самых неожиданных мест. Клара и Фриц таскают со
стола сладости. Мыши грызут подвешенные на веревках колбасы. Бесчисленные забавные сценки заставляют
смеяться снова и снова.