«Забудьте, что вы в России» — постоянная рубрика «Вашего досуга» о международных культурных событиях Москвы и Петербурга и гастролях в России артистов мирового уровня. Этот материал расскажет, какие события декабря 2021 года стоили бы того, чтобы за ними съездить в другую страну, но так случилось, что они сами добрались до нас.

Спектакль «Возвращаясь к Монтеверди» Теро Сааринена (Финляндия)

30 ноября и 1 декабря
На сцене Театра им. Вл. Маяковского (Москва)
В рамках Чеховского фестиваля

Теро Сааринен – один из самых блистательных танцовщиков своего поколения, признанный как в Финляндии, так и за рубежом. После многих лет более чем успешной работы в крупнейших танцевальных компаниях, таких как «Батшева дэнс компани», «Лионская опера», «Нюренбергский балет», Национальный балет Финляндии, он легко и уверенно трансформировал свой исключительный исполнительский авторитет в репутацию одного из самых ярких и необычных хореографов Европы и мира. Несмотря на то, что в творчестве Сааринена заметно влияние классического балета, японского буто и современного западного танца, ему удалось создать уникальный авторский стиль, сочетающий изящество и гротеск. Его работы часто называют совершенными произведениями искусства. Новая постановка Теро Сааринена – амбициозный и великолепный союз танца и музыки. 

Современники композитора Клаудио Монтеверди употребляли термин “seconda practica” [вторая практика], чтобы обозначить отличие стиля композитора от стиля его предшественников, известного как ‘prima practica” [первая практика]. Теро Сааринен называет свой спектакль «третьей практикой»: «Я старался создать условия для “виртуозной свободы”. “Третья практика” может означать творческое пространство для танцоров, где их собственные навыки и врожденный талант виртуозов подталкивают к рискованным решениям, открывая в этой выразительной идиоме нечто новое и непредвиденное».

Революционные для своего времени, захватывающе прекрасные мадригалы Клаудио Монтеверди воплощены шестью танцорами и шестью музыкантами, а также тенором Топи Лехтипуу и виртуальным сопрано Нурии Риал. Танцевальная компания Теро Сааринена и Хельсинкский барочный оркестр объединили усилия, чтобы создать завораживающий и современный сплав уникальной хореографии, живой музыки, оперы и дизайна, в котором зритель буквально может слышать танец и видеть музыку.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Перформанс «Эссе об умирании» Бориса Никитина (Швейцария)

1, 3 и 4 декабря
На Малой сцене Театра Наций (Москва)
В рамках фестиваля NET

После смерти отца драматург и режиссер Борис Никитин начинает писать историю его болезни — бокового амиотрофического склероза. Болезнь оказалась недолгой: от постановки диагноза до смерти прошел всего год. Почти сразу отец предложил обратиться к эвтаназии, легализованной в Швейцарии. Это решение становится переломным моментом в жизни автора.

В «Эссе об умирании» Никитин соединяет историю признания отца с историей собственного каминг-аута, совершенного 20 лет назад, и открывает дискуссию о том, что значит открыться общественности, сделав себя уязвимым.

Уже больше 12 лет в своих театральных работах Борис Никитин говорит о репрезентации идентичности и ее тонких взаимоотношениях с общественными процессами, о природе реального и вымышленного. Работы Никитина, всегда тщательно продуманные и прямолинейные, исследуют эстетические пределы и переломы.

«Эссе об умирании» стало первой работой режиссера, где он выходит на сцену и напрямую обращается к зрителю.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концерт Сони Йончевой (Болгария)

1 декабря
На сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского

Болгарская сопрано Соня Йончева – одна из ведущих оперных певиц своего поколения. Исключительно обширный репертуар Йончевой включает в себя произведения Моцарта, Верди и Пуччини, «в очередь» за ее голосом выстраиваются крупнейшие оперные театры мира, в том числе Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Королевский театр Ковент-Гарден, Баварская, Берлинская и Венская государственные оперы, Парижская национальная опера, Театр Ла Скала в Милане.

В программе концерта — арии из опер Верди, Чайковского, Пуччини, Массне, Бизе и других. Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, дирижер — Найден Тодоров.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Перформанс «21» компании Great Investment (Дания / Бельгия)

10-12 декабря
На сцене Центра им. Вс. Мейерхольда (Москва)
В рамках фестиваля NET

Написав роман о распутстве из своей тюремной камеры в 1785 году, маркиз де Сад заявил, что природа человеческих страстей допускает преступление. Этот момент в западной истории знаменует моральную амбивалентность в связи между сексуальной свободой и властью. Если легализация порнографии в Дании в 1967 году обеспечила рост гендерного равенства, сегодня подобный контент имеет широкий спектр политических выражений и применений — от квир и феминистских высказываний до военных пыток.

Отталкиваясь от идеи о том, что порнография просочилась во многие сферы общественной жизни, Метте Ингвартсен препарирует коллекцию эротических и эмоциональных материалов. Большинство из них имеют мало общего с откровенным сексом, но все же демонстрируют важные для художницы характеристики: выражение жестокости, насилия и боли, смех, возбуждение, трепет. Смешивая физическое действие с повествовательными описаниями, Ингвартсен создает умозрительную хореографию.

С 2002 года Метте Ингвартсен работает в Брюсселе над перформансами и живыми инсталляциями, соединяя в них аспекты физического, концептуального и теоретического, меняя иерархию между телом перформера и объектами в танце. «21» — очередная часть в продолжающейся серии спектаклей, в которых датский хореограф исследует отношения между сексуальностью и публичной средой, влияние обнаженных и сексуализированных тел на общественные структуры.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Спектакль Farm Fatale Филиппа Кена (Франция / Германия)

15 декабря
На сцене Et Cetera (Москва)
В рамках фестиваля NET

На границе между человеком и марионеткой, крестьянином и пугалом существуют пять персонажей «Farm Fatale». Зрители оказываются в мире, напоминающем ферму — со стогами сена, кукарекающим петухом, щебечущими птицами и коллекцией сельскохозяйственных инструментов. Однако в этом мире люди вымерли из-за загрязнения окружающей среды. Только группа поэтов-пугал продолжает жить, управляя независимой радиостанцией. Они поют, придумывают лозунги и иногда философствуют. Замаскированные и говорящие искаженными голосами, клоуны, настроенные на пульс планеты, могут показаться несколько знакомыми. Эти мужчины и женщины, стремящиеся к лучшему миру — мечтатели и активисты с очаровательной и опьяняющей склонностью восхищаться красотой и разнообразием природы.

Обезоруживающе забавные и добрые герои «Farm Fatale» живут словно растения или животные — каким-то образом они пытаются держаться подальше от безудержного капитализма, который уничтожает леса, земли и океаны. Они воплощают собой то, что Филипп Кен описывает как «театр постапокалиптического замедления».

Европейское признание Кен получил после основания «Вивариум Студио», в состав которой вошли актеры, художники, музыканты и одна собака. Спектакли этого французского режиссера часто основаны на сценографии, воспроизводящей замкнутые экосистемы — своеобразные виварии, где подробно и беспристрастно показаны повадки человека в экстремальных обстоятельствах.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концерт Уильяма Кристи и ансамбля Les Arts Florissants (Франция)

16 декабря
На сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского

Вокально-инструментальный ансамбль Les Arts Florissants — один из наиболее известных и признанных в Европе и мире ансамблей старинной музыки. Коллектив, посвятивший свое искусство исполнению барочной музыки на исторических инструментах, был основан в 1979 году франко-американским клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи и получил свое имя по названию оперы Марка-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants).

В программе концерта оратория Генделя L`Allegro, il Pensieroso ed il Moderato («Радостный, Задумчивый и Умеренный»), HWV 55. Солисты: Рэйчел Редмонд (сопрано), Джеймс Уэй (тенор), Эндрю Фостер-Уильямс (бас), Сретен Манойлович (бас-баритон).

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концерт Иэна Бостриджа (Великобритания)

17 декабря
На сцене Концертного зала «Зарядье»

Иэн Бостридж известен как один из лучших интерпретаторов камерной вокальной музыки Шуберта, этой энциклопедии тончайших душевных переживаний. Написал о композиторе книгу «Зимний путь Шуберта: анатомия одержимости». В книге британский тенор рассказывает о собственных странствованиях по «Зимнему пути». Один из лидеров современного вокального исполнительства Иэн Бостридж начал профессиональную карьеру лишь в 29 лет. До этого он изучал историю и философию в St John's College (Оксфорд) и написал диссертацию о колдовстве.

В чем секрет его притягательной силы? Как ему удалось завоевать признание по всему миру? Подобно драматическому актеру, Бостридж проживает на сцене каждую ноту, как слово. Не сила голоса или красота бельканто, а уникальное интеллектуальное мудрое прочтение текста завораживает миллионы его слушателей. Британский тенор – обладатель трёх премий Grammy.

В программе концерта — визитная карточка певца, вокальный цикл «Зимний путь» Шуберта. Фортепиано — Джулиус Дрейк.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концерт Элины Гаранча (Латвия)

17 декабря
На сцене Большого зала Петербургской филармонии (Санкт-Петербург)
В рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»

Имя Элины Гаранчи хорошо известно во всем мире. Она завоевала мировую славу благодаря своему уникальному тембру, интеллигентной манере пения, эффектной внешности и яркому драматическому таланту. Выпускница Латвийской академии музыки в Риге, Элина Гаранча дебютировала на сценах театра в Майнингене, и уже в 2005 году стала эксклюзивным артистом Deutsche Grammophon. В мае 2013 года Венская государственная опера, на сцене которой Гаранча исполнила восемнадцать ролей в более ста сорока спектаклях, удостоила ее титула Kammersängerin, присуждаемого особо выдающимся исполнителям. Триумфальными для Гаранчи стали спектакли «Капулетти и Монтекки» в Королевском театре «Ковент-Гарден», «Анна Болейн» в Метрополитен-опере и «Кармен» с Роберто Аланьей (Хосе) в постановке Ричарда Эйра, которые транслировались в кинотеатрах по всему миру. Гаранча – это не только невероятно красивый и мгновенно узнаваемый голос, образцовая техника и безусловное чувство стиля, это глубокое переживание каждой роли. Она солирует на лучших оперных площадках мира, и везде ее выступления становятся самыми ожидаемыми событиями сезона.

В программе концерта произведения Шумана, Брамса, Дюпарка, Де Фальи и Рахманинова.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Спектакль SNAP компании Gruejarm Productions (Южная Корея)

23-26 декабря
На сцене Театра «Содружество актёров Таганки» (Москва)
В рамках Чеховского фестиваля

NAP – современное волшебное мистическое представление. Это дикая смесь иллюзии, пантомимы и медиа с участием яркого ансамбля южнокорейских артистов, которые поразят вас своим актерским талантом и впечатляющими способностями к перевоплощению. Потрясающе талантливая компания, образовавшаяся в 2010, объединила самых выдающихся иллюзионистов Южной Кореи, чтобы создавать невероятные постановки и действительно забавную магию. 

Три чудаковатых ловкача, пройдя через таинственную дверь, попадают в некое волшебное измерение, где встречают множество мистических персонажей. Они играют с пространством, временем и потусторонними силами, сочетая ловкость рук, чаплинскую комедийную манеру и гениальные визуальные эффекты, представляя чудесное, волшебное кабаре, идеально подходящее для семейного просмотра.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концертное исполнение оперы Порпоры «Полифем» при участии Макса Эмануэля Ценчича (Хорватия)

26 декабря
На сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского

Звезды мировой оперной сцены исполнят музыкальный раритет. В составе: Юлия Лежнева (сопрано), Макс Эмануэль Ценчич (контратенор), Диляра Идрисова (сопрано), Юрий Миненко (контратенор), Соня Рунье  меццо-сопрано), Сретен Манойлович (бас). Московский камерный оркестр Musica Viva, Ансамбль Questa Musica, дирижер — Маркеллос Хриссикос.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концерт Андраша Шиффа (Великобритания)

26 декабря
На сцене Большого зала Петербургской филармонии (Санкт-Петербург)
В рамках XXI Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»

Всемирно известный пианист, входящий в число лучших исполнителей современности, сэр Андраш Шифф выступит с Заслуженным коллективом России в амплуа как солиста, так и дирижера: признанный интерпретатор музыки Бетховена исполнит в Петербурге Концерт № 4 для фортепиано с оркестром (1805-1806) – самый светлый и лирический в наследии великого венца. Также в этот вечер прозвучит музыка романтиков Мендельсона и Шумана, чьи имена оказались связаны с судьбой бетховенского Концерта: первый вернул партитуру из забвения спустя почти тридцать лет после ее премьеры, второй присутствовал на том историческом выступлении, пораженный как сочинением, так и талантом исполнителя.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концерт Викингура Олафссона (Исландия)

29 декабря
На сцене Концертного зала «Зарядье»

В программе концерта в Зале Зарядье прозвучат сочинения Моцарта, К.Ф.Э Баха, Чимарозы и Гайдна.Явный талант и оригинальность пианиста Викингура Олафссона прославили его на весь музыкальный мир всего за пару лет. Сегодня он – один из самых известных и востребованных музыкантов.

Совершенно незабываемое впечатление на меломанов и критиков произвели два его альбома с музыкой Баха и Филипа Гласса, выпущенные лейблом Deutsche Grammophon, с которым у пианиста эксклюзивный контракт. В баховский альбом вошли различные оригинальные композиции Баха, а также переложения, сделанные самим Олафссоном. Эта запись пришлась по душе слушателям, а также вызвала восторженные отзывы критиков, которые сочли, что пианист открыл новое в этих хрестоматийных сочинениях. Альбом фигурировал во многих списках «Лучших альбомов года», журнал Gramophone назвал его «одной из лучших записей Баха в истории», а на церемонии BBC Music Magazine Awards 2019 пластинку наградили в двух категориях: «Лучший инструментальный альбом» и «Альбом года».

Выпущенный до того, Piano Works с произведениями минималиста Филипа Гласса также снискал большой успех. О пианисте заговорили как об «исландском Гленне Гульде». Газета Le Monde превозносила «вулканический темперамент, идеальную виртуозность и вкус к сложным задачам» пианиста. Серия успешных альбомов продолжилась на Deutsche Grammophon релизами с музыкой Шопена и Брамса.

Благодаря таланту общения не только с публикой на сцене, но и с коллегами в музыкальном мире, Олафссон получает приглашения в самые статусные концертные залы мира и на фестивали, а также становится их музыкантом-резидентом. Самые известные современные композиторы доверяют ему играть премьеры новых произведений.

В 2021 году пианист выступает с Бергенским филармоническим оркестром (дирижёр - Эдвард Гарднер), Кливлендским оркестром и Оркестром Национальной академии Санта - Чечилия под руководством Джона Адамса, Нью-Йоркским филармоническим оркестром (дирижёр -  Семен Бычков), оркестром «Камерата Зальцбург» под руководством Эндрю Манце, а также с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром (дирижёр – Густаво Дудамель).

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

Концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта» под управлением Кристофера Мулдса (Великобритания)

30 декабря
На сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского

Ведущие исполнители оперной сцены исполнят самую популярную и любимую публикой оперу Моцарта. В составе: Мингже Ли (тенор), Лидия Тойшер (сопрано), Морган Пирс (баритон), Джеймс Платт (бас), Александра Ольчик (сопрано), Элеанор Деннис (сопрано), Сесилия Холл (меццо-сопрано), Мария Горцевская (меццо-сопрано). Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, вокальный ансамбль Intrada, дирижер — Кристофер Мулдс.

Билеты и подробности доступны на официальном сайте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: