Группа Guru Groove Foundation — яркие представители московской сцены. Их жанр не поддается определению и вбирает все возможные направления от джаза до электронной музыки. Их концерты — взрыв энергии, который можно сравнить с эмоциональным перерождением. В условиях самоизоляции мы поговорили с солисткой группы Татьяной Шаманиной о Москве, музыкальном образовании, вдохновении и о том, как в течение 10 лет продолжать радовать слушателей и постоянно развиваться.  

Пару дней назад на портале Lookport прошел ваш виртуальный концерт (он доступен по ссылке). Какие впечатления, было ли сложно выступать без энергии зала?

Вы знаете, это двоякое ощущение. С точки зрения технологий это, конечно, вау. Я хочу этим прямо похвастаться, но сделать трансляцию на расстоянии, в 360, одновременно звучать и это транслировать — такого не делал ещё никто. Я чувствовала, что мы совершаем историческое событие, даем людям возможность проявить себя и показать, что в наше время мы сами вершим свою судьбу. А с другой стороны это, конечно, было грустно, потому что когда ты заканчивается песня и вообще нет аплодисментов... Ты не чувствуешь возвратку, эту любовь, которую постоянно ловишь. Это как отсутствие в хорошем смысле слова наркотика, который тебя подпитывает. Потому что аплодисменты, глаза, присутствие и общение на сцене – это, конечно, наркотик, на который подсаживается артист до конца своей жизни.

Вы много сказали про технологии. Изменится ли индустрия музыки после карантина? Может быть, люди больше внимания обратят на возможности, которые дает техника?

Я думаю, уйдет большое количество искусственно навязанных нам артистов, у которых нет глубокого философского или образовательного бэкграунда. Я знаю, что многие артисты не имеют образования. Это не плохо, но сейчас наша сцена очень перенасыщена, и, мне кажется, эта история разрядится — останутся только те, кто без музыки жизни не представляют. А технологии… Вы смотрели «Москва слезам не верит»? Где этот прекрасный Роберт рассказывал всем, что скоро телевидение заменит все. Но, как мы понимаем, все равно живое общение ничто не заменит. Вам нужно понимать, что артист поет исключительно для вас. Да, технологии могут упростить коннект и дать периферии ближе приблизиться к артисту, к индустрии. Дают возможность быстрее рефлексировать на появляющуюся информацию. Но живое общение, глаза в глаза…  Не думаю, что народ откажется от этого самостоятельно.

Вы сказали про перенасыщение индустрии. Сейчас мы живем в эпоху Soundcloud, когда любой человек может выложить трек и вскоре уже собирать стадионы. У большинства из них нет музыкального образования. Может, сейчас оно не имеет значения?

Это очень глубокий вопрос, и в каждом правиле есть свои исключения. Даже я, не побоюсь громко сказать, тоже исключение из этих правил, поскольку я человек без образования. В музыкальную индустрию я пришла, когда мне было 20 лет, не зная ни одной ноты. Пришла и сказала: «Я хочу поступить в училище, возьмите меня. Я умею петь». Но, когда я подошла к определенному возрасту, я поняла, что уперлась в свои собственные природные ограничения, что мне необходимо развиваться, и тогда я пошла учиться. Без образования ты просто не можешь максимально раскрыть свои способности, вот я о чем. Не важно, какое это образование — университет или частная платформа. Главное — ты должен постоянно развиваться и расширять свои возможности. Я не исключаю одаренных природой людей, потому что Господь иногда вкладывает в тебя столько информации, что она тебя просто разрывает. И что, ты будешь ждать, пока ты выучишься? Конечно, нет. Окей, пой, создавай, расти, двигайся — но только не ограничивай себя тем, что ты уже умеешь.

Сейчас вы как раз запустили курсы вокала Guru Groove School. Можете рассказать про них?

Меня все время возмущал образовательный процесс. Очень хотелось изменить отношение к преподаванию вокального искусства, но я долго не решалась на этот шаг, потому что не было времени. А сейчас самоизоляция принесла небольшие плоды, я села и закончила свою вокальную школу. Я просмотрела множество вокальных методик и объединила все самое лучшее в одном курсе. Он рассчитан как на начинающих учеников, так и на опытных вокальных специалистов, которые смогут поддерживать и развивать свои способности. Новички смогут плавно подготовить себя  к серьезной работе, смогут правильно выбрать себе вокального гуру, потому что будут знать, что это за система и как она правильно преподносится. Есть очень много преподавателей вокала, которые насаждают себя рекламными слоганами, но не имеют за собой никакой философии и знаний. А у нас есть очень глубокая, веками заложенная вокальная традиция, которая очень легко объяснена в нашем курсе. Девиз нашей школы — сложное простым языком для разных уровней. Также мы используем новые методы в обучении — я очень много делюсь такими секретиками, которые ты нигде не узнаешь. В общем, я учу комплексно подходить к себе как к инструменту. Уже после этого курса  ты сможешь применить свои вокальные способности, будешь знать, как дальше развивать себя как артиста.

У вашей группы уникальное звучание, которое сложно отнести к определенному жанру. Как вы сами себя определяете и определяете ли вообще?

Знаете, как образовался коллектив? Мы сидели с мужем и говорили, что в наше время у родителей были танцы. Они приходили на площадки, танцевали, слушали качественный музон (не побоюсь этого слова) и наслаждались общением. Нам захотелось такого же качественного музла с танцевальными ритмами для людей. До этого, когда мы собирались, наши коллективы пилили кучу соло, показывали, кто крут, кто может сыграть больше импровизационных кусков. А мы хотели просто сделать танцевальный музон. Этот музон с элементами электроники и живых инструментов. То есть это фьюжн, смесь многих направлений.

Буквально за 20 минут до нашего разговора я закончила урок с девочкой. Не буду называть ее имя, она довольно популярная певица, и поделилась со мной таким ощущением: недавно она смотрела онлайн концерт другой певицы. Все замечательно, красивый голос, безумно красивая женщина, но музыка настолько однообразная и грустная, что после третьей песни захотелось выключить. Мы не хотели, чтобы было так, поэтому наша музыка может раскрутить тебя от самого минора до самого мажора. Наверное, это то, как я чувствую жизни: я очень подвижная эмоционально, могу погрустить, а через две минуты уже быть счастливой. У меня не биполярное расстройство, не подумайте (смеется), просто я считаю, что человек, который приходит на концерт, должен испытать максимальное количество эмоций. От самой лирической красивой композиции, на которой он почувствует светлую грусть, до эмоциональной разрядки, где он скажет «да, я ждал этого!». Это и есть наша музыка — эмоциональный фейерверк, основанный на электронном и акустическом звучании. Скорее всего, это то, какой я вижу поп-музыку настоящую. У меня к вам встречный вопрос: что такое Майкл Джексон для вас, это поп музыка?

В хорошем смысле слова — да.

Вот! А вы представьте, что абсолютно все его альбомы спродюссировал самый известный джазовый музыкант в мире, Куинси Джонс. Майкл Джексон — первый в мире музыкант, который объединил в своей музыке фанк, соул, рок, поп и джаз.

Поп-музыка сейчас в принципе понятие растяжимое …

Да, абсолютно! Нельзя как-то охарактеризовать её. У нас музыка, которая собирает все оттенки и краски, какие только можно, в одном звучании. То, что делал Майкл Джексон, мы продолжаем делать. Хотим продолжать.

Вашей группе уже 10 лет. Бывало ли такое, что вы приходили к творческому тупику и приходилось искать звучание заново?

Конечно, этому подвержен любой нормальный мыслящий музыкант и творческая натура. Иногда ты истощаешь свои ресурсы, ищешь новые эмоциональные подпитки. Не скрою, мой муж порой страдает от этого. Я могу разразиться скандалом, чтобы почувствовать, что я жива, а потом пойти и написать песню. Иногда бывают и такие спекуляции. Где мы ещё ищем вдохновение? Вы знаете, написание песни – это тоже определенного вида работа, и у тебя уже есть какие-то свои секретные рычаги, на которые ты можешь надавить, и эта эмоция к тебе приходит. Просмотры фильмов, переживание разных эмоциональных состояний.

В одном интервью вы сказали, что принципиально не слушаете чужую музыку во время записи альбома, чтобы не оказаться похожим на кого-то. Тогда откуда вы черпаете вдохновение?

Вообще, я визуал. Меня муж за это часто ругает, говорит, «ты слишком много смотришь фильмов и шоу». Но визуально я подпитываюсь очень сильно. Скорее всего, в июне у меня выйдет альбом на русском языке, и этот альбом был полностью написан под впечатлением от фильма «Прошлой ночью в Нью-Йорке» с Кирой Найтли в главной роли. Меня так вдохновила эта мысль о высокой, жертвенной, но при этом чистой любви к другому человеку, от которой можно отказаться только для того, чтобы ею питаться, понимаете. Меня так это вдохновило, что я на одном дыхании написала альбом о любовном треугольнике и о жертвенном отказе.

Это может быть вот так. А бывает и по-другому: сейчас мы готовим новый EP каждый в своей студии, дистанционно записываем альбом. Так вот, в мае у нас выйдет релиз «Exciting love». Эти песни – просто безумно долгая история, я вообще никак не могла написать слова. Поэтому мы прибегли к соавторству. Иногда ты просто не видишь пути, куда может развиваться песня. Это не страшно просто тебе нужен какой-то свежий глоток другой мысли или подтверждение того, что ты все делаешь правильно. А творческого человека очень легко сбить с пути истинного. Так что бывает по-разному, вдохновляемся и внешними ситуациями, и внутренними. Я даже думала, что начну писать на социальные темы, но нет, меня по-прежнему волнует любовь, а социальные — наверное, для Шнура или для кого-то ещё.

Как вы считаете, в каком состоянии находится музыка в России сегодня? Какие факторы препятствуют или, наоборот, помогают ее развитию?

На эту тему я могу размышлять долго. Есть как положительные, так и отрицательные состояния у нашего бизнеса. Во-первых, я считаю, что его нет. В целом, нет бизнеса. Если бизнес есть и он настоящий, то имеет право на жизнь любое стилистическое проявление музыки, как индии, так и мейнстрим. У нас же индии-сцены нет. Народ с периферии вообще не знает, что такое андерграунд, согласитесь. Может, какие-то города-милионники знают, что есть такие группы, как Guru Groove, Therr Maitz, On-The-Go, Zventa Sventana, вот самые яркие коллективы, которые держат андерграундную сцену. Но бизнеса у нас нет, нет здоровой конкуренции. Я выросла при этой музыке, и мне уже грустно, что я разменяла третий десяток, а те артисты, с которыми я начинила, все это время идут рядом со мной и никак не могут поменять ни свое стилистическое направление, ни отношение к зрителю, ни отношение к своей работе. Я уже думаю: «Ну сколько можно, где интересное, где новое?». А оно же есть! Оно же есть, согласитесь!

Я надеюсь, что наш бизнес все-таки станет бизнесом со здоровой музыкальной конкуренцией. И я надеюсь, что независимые коллективы смогут удержаться в грядущем кризисе, доказать себе и своим поклонникам, что они заслужили это место на олимпе, и продолжать свое творчество. Но надеюсь, что те, кто уже устал от музыки, совершенно спокойно смогут уйти на пенсию и наслаждаться жизнью в своих загородных домах. А новые музыканты будут подпитываться и вдохновляться. Опять-таки, цифровая платформа дает все возможности для обучения, просмотра курсов, понимания того, что изменяется в музыкальной деятельности. Многое меняется сейчас в лучшую сторону. Я всегда люблю думать о позитиве.

После клипа на трек «Moscow» я не могу спросить: что для вас Москва, какие эмоции вызывает у вас город?

Москва… Это источник вдохновения. Расскажу, как это было в моей судьбе: как-то я приехала на международный конкурс среди профессиональных учебных заведений, живя в Нижневартовске. Прилетели, позавтракали в гостинице, и учитель повезла нас на Красную площадь. В 16 лет я впервые побывала на Красной площади. Я вышла с Лубянки, поднялась из метро, увидела Кремль и прямо крикнула: «Я хочу, я буду здесь жить!». Это была любовь с первого взгляда? а через 3 года я поступила в Москву. Настолько мощное желание реализовалось!  Для меня Москва — это проверка характера. Это источник вдохновения. Хотя сейчас я уехала из Москвы, потому что в какой-то момент она начала меня перенасыщать своей энергетикой, своей эмоцией. Я поняла, что большое видится на расстоянии, поэтому уехала пожить в область, чтобы любить Москву еще больше, а не чтобы она меня подавляла. Я неизменно буду любить этот город, буду служить ему, потому что он действительно достоин большого уважения и сильных людей, живущих в нем.

И последний вопрос: назовите топ-3 самых крутых российских исполнителя на данный момент. Кого нужно слушать?

Егор Сесарев, будущий продюсер моего русского альбома. Для меня это самый интересный и самый прогрессивный артист и его команда. Я была его поклонницей и уже потом узнала, что он тоже мой поклонник — когда мы с ним познакомились, решили записать альбом. Ещё INNIT? — это молодой коллектив бэк-вокалистки из Zventa Sventana Вероники Лилеевой, очень красивая электронная музыка. Ну и Zventa Sventana. Кстати, знаете, какой ещё коллектив? Я бы сделала топ-4 — добавьте «Число Пи». Это уже интеллектуальная джазовая музыка, но безумно легкая для восприятия.