Редакция «Вашего досуга» продолжает знакомиться со вкусами большинства россиян. Наш традиционный сезонный хит-парад составлен не на основе предвзятых голосований. Мы обратились к студентам-математикам ведущих московских ВУЗов, которые проанализировали статистику самых распространенных стриминговых сервисов (Apple Music, Яндекс.Музыка, YouTube Music и Vk), рассчитали поправочные коэффициенты (учитывается динамика прослушиваний, сделана поправка на дату релиза) и составили объективный ТОП-15. Из него мы убрали несколько треков, с которыми знакомились в предыдущем материале. А результат — дали послушать представителям «высокой культуры», драматургу и режиссеру Ринату Ташимову и академическому композитору Кириллу Чернегину, попросив их каким угодно образом оценить услышанное. Ринат знает все о текстах, смыслах и драматургических поворотах, Кирилл — о музыкальных структурах. Оба сильно впечатлились (и много страдали), встретившись с музыкальными симпатиями большинства россиян.

15 место: HammAli & Navai — «А если это любовь?»

ЧЕРНЕГИН: Грустная пацанская песня о любви, о маскулинном превосходстве в понимании самого этого термина и сожалениях о несбывшемся. Простой паттерновый мотивчик гитары в сопровождении фортепиано. Потом вступают всеми любимые сейчас профундовые ударные с наложенным на них басом. Как говорится, к финалу на разрыв (хоронили тещу, порвали два баяна) – «мощный» вокал с ударными и летающем в облаках саксофоном. Одним словом, нам всем хочется всплакнуть о том, что мы никому не нужны, однако при этом успеть оправдаться перед пацанами.

ТАШИМОВ: «Ведь сейчас пацаны просто так без любви дарят цветы» — вот пацаны, просто так, видимо, без любви накатали песню и лирикуют над бубликами. Можно фоном ее поставить послушать, пока у подъезда с другом пивас пьешь. Ну, или в сельском клубе создавать атмосферу изящного вечера с романтикой и самогоном от тети Зины. И это уже не мало! Но ведь лето, карантин и прочие ковидальные радости в жизни. Поэтому! Где Ялта? А где парус? Только пыльные комнаты и страдания по поводу отсутствия любви. Ну, ок.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«КАК ГОВОРИЛ Есенин Кто не любил тот не страдал...» (УРИ УРИ где кнопка).

14 место: Jah Khalib, GUF — «На своём вайбе»

ТАШИМОВ: Рефлексия и ирония над своей рефлексией. Без напряга и выжиманий из ничего — рождается герой, у которого все хорошо, но...  его становится почему-то жаль. Хотя вроде бы поводов для сочувствия он и не давал? Грустный гимн жизни состоявшегося (или на пути к этому) мужчины, который вдруг задумался о житухе. Как залипать под этот трек? Садишься в свою машину, взятую в кредит, отвозишь сына в садик, потом поехал на не самую интересную работу, но которая кормит семью, едешь такой весь в своих мыслях, врубаешь этот трек и думаешь — а вообще, все хорошо, да... все норм, я молодец. Хотя, если ты не состоявшийся мужчина и вообще ты несчастная женщина, которая думает где достать денег, чтоб купить детям новые трусы и зубную пасту, то можно под неё фантазировать об этом самом мужчине «на своём вайбе», у которого все ещё (всё-таки!) впереди, и возможно он спасёт тебя от этого вот всего и поделится с тобой настроением зажиточности, успешности и легкой буржуазной тоски. Короче, жизнеутверждающий герой сообщает — все ещё будет, все идёт как надо, ты молодец, а я так и подавно. 

ЧЕРНЕГИН: Слушал эту песню пока ехал в машине, в какой-то момент поймал себя на мысли – бит качает (главное, не выехать на встречку). И снова грустная, паттерновая гитарка, ля-минорный мотивчик которой не меняется на протяжении всей песни, что, однако, придает некую мечтательность всей этой истории. Зато более разнообразный бит, который, как я раньше и сказал, качает. Квинтовые ходы создают некую пустоту, которая растворяется в мечтательности, возвышает нас над этим миром и уносит за облака (о чем, собственно, и поют). 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Как же четко , осознать что ты не один кайфуешь прямо сейчас» (Администратор YouTube).

13 место: Макс Корж — «Тепло»

ТАШИМОВ: Главное слово в тексте — «отдай», работает как триггер. У нас у всех что-то отнимали и продолжают отнимать. Поэтому, несмотря на зачитываемый текст, через скомканные в куриную попку губы, хочется, лёжа под своим одеялом на уютной подушке (как требует инструкция в начале композиции), кричать: отдай тепло, отдай игрушку, отдай пубертатные мечты, отдай ушедших на тот свет друзей и родных, отдай ускользающую молодость, отдай, отдай, отдай, отдай хоть что-нибудь… И да — ЖИВЕ БЕЛАРУСЬ! 

ЧЕРНЕГИН: Ох, Макс, ох, Корж… В связи с высказыванием Макса о легитимности пока действующего президента Беларуси Александра Лукашенко, креативные беларусы создали мем, на котором было изображение туалета с буквами «М» и «Ж», в которые было вписано имя – Макс КорЖ. Немного агрессивная песенка с оттенком Silent Hill. Достаточно грамотно сделано: интересная аранжировка, общая сосредоточенная мрачность атмосферы, глиссандирующие звуки, имитирующие мелодию и сопровождающие рассуждения исполнителя, интересный и вовремя включающийся бит и зачем-то обращение к ритму кастаньет в начале песни. Одним словом, безотносительно всего остального, хорошо. Но тут хочется сказать пару слов о ситуации в Беларуси… Понятно, что выборы не были выборами, что обманули почти 10 миллионов человек, что ситуация в стране уже не будет прежней. Но знаете, когда стоишь в окружении 200 тысяч улыбающихся, честных, красивых людей, которые требуют перемен — это не передать словами. Да, я там был. И самой популярной песней в Беларуси сейчас является песня Виктора Цоя «Перемен». Жыве Беларусь! 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Думаю, вы знаете какие кадры должны быть в клипе на эту песню» (Левон Хачатрян).

12 место: TIMRAN, Zell, Batrai, Aslai — «Не пускайте танцевать»

ЧЕРНЕГИН: Под эту композицию удобно бегать, я проверял. Легкий и ненапряжный танцевальный ритм, который сопровождается ритмичным пианино, перебирающим аккорды тоники, субдоминанты и доминанты (больше не надо). С точки зрения аранжировки – ничего уникального или цепляющего, но тело двигается – это важно.

ТАШИМОВ: О чем песня — Не пускайте меня снова… бухать. Как выпью, то сразу начинаю подкатывать к этой самой тёлке, и мы с ней уходим в многодневный запой (с танцами, конечно же) и на квартирах ни в чем не повинных друзей занимаемся сексом (хотя друзья даже не приглашали в гости). Жизненно. Внятно. Плюс ни к чему не обязывающая музыка создает эффект — повседневность это хорошо, мы ее познали до дна, давайте не будем заострять внимание на том, что у меня проблемы с алкоголем и женщинами. Депрессия и зависимость под не навязчивую мелодию. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Почему кажется что это Dabro юность??» (Daulet Zuckerberg).

11 место: Миша Марвин & Ханна — «Французский поцелуй»

ТАШИМОВ: С учетом того, что на русской эстраде французские поцелуи в песнях фигурируют на протяжении не одного десятилетия, то можно утверждать, что тема обмена слюной является для россиян вечной и всегда волнующей, а про что там идёт дальше речь в тексте уже не важно, главное коммуникация.

ЧЕРНЕГИН: Мечтательная, качовая песня про воспоминания о французском поцелуе, как о пределе мечтаний. «Твои губы как цветы с ароматами весны» — я даже не знаю, что это значит. Достаточно простая песня с куплетно-припевной структурой, с простой аранжировкой и общей атмосферой мечтательности. У нас у всех в жизни были люди, о поцелуях с которыми приятно вспоминать, поэтому и цепляет.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«В общем — бухло сгубило их. Мораль — хотите нормальную жизнь — забудьте про алкоголь и сигареты!» (Сергей Зубку).

10 место: Miyagi & Andy Panda — Minor

ЧЕРНЕГИН: Почему-то, не знаю почему, вспомнилась песня Валерия Меладзе про цыганку… По структуре песня разделена на припев-куплет-припев. Интересно звучит припев с наложенным на вокал эффектом chorus, что придает некую тембральную смазанность, иногда аккордовую структуру, и, если бы это звучало с использованием живых инструментов, то обязательно появились бы обертона. В целом же, простой ритм и немного эффекта реверберации. Интересно еще то, что условно клавишный инструмент в начале песни, благодаря наложению эффектов, звучит как маленькая музыкальная шкатулка, рычажок которой необходимо крутить для того, чтобы появилась мелодия.

ТАШИМОВ: В условиях социальной дистанции и прочих разделяющих людей друг от друга мер, обратиться к собственному телу становиться проще. Текст, как голос ведущего в соматической практике, ведёт диалог с минорными настроениями ковидальной телесности. Песня вообще не про это, но с учётом нынешних обстоятельств вполне описывает барахтающиеся тела социума в летних истомах, желаниях и не реализованных фантазиях упущенного лета (без Турции, Доминиканы и прочих радостей). 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Эти люди войдут в историю. Эта песня лучшее что я когда либо слышала такой рай для ушей раз 100 за сегодня точно подслушала» (Angelina Shabalina).

9 место: LOBODA & PHARAOH — Boom Boom

ТАШИМОВ: Менструальная природа клипа в купе с чувственностью простого до легкого безобразия текста веселит, как кокаиновая вечеринка в поместье у патриарха. Всепобеждающая сила агрессивного женского эротизма на фоне реалий «новой этики» не вызывает отторжения, потому что, всем очень хочется BOOM BOOM, и «новая этика» уходит на десятый план! Давайте косячить и совершать ошибки под трек знойной Лободы, а потом проснемся с утра и станем новыми жертвами #metoo. Но о последствиях подумаем завтра, только завтра, а сейчас Boom Boom. Ох, Лобода… почему ты такая офигенная?

ЧЕРНЕГИН: Как Светлана умудряется точно и ловко попадать во все временные разломы и транслировать это вовне, я не знаю. Начиная с клипа на песню Superstar, она делает все с абсолютным пониманием повестки сегодняшнего дня. Этот клип заставит вас узнать о позициях новой этики, даже больше – принять их. Поэтому и цитата Симоны Де Бовуар в начале клипа – идеолога феминисткого движения. Но Лобода пошла дальше… с принятием феминисткой повестки, мир переворачивается и женщины становятся на место мужчин, продолжая выполнять маскулинную функцию бессмысленного полового потребления и унижения. Поэтому и есть некая горчинка в этом. Этим самым транслируется мысль о гендерно нейтральном обществе, в котором разделение по половому признаку и возложение неких соответствующих сакральных функций будет более невозможным. Мы должны принимать и уважать Другого, кем бы он не являлся (об этом еще Ролан Барт писал). Есть в Лободе достаточно странная история (а я переслушал все ее песни): все сделано максимально просто с музыкальной точки зрения, а ты даже не задумываешься об этом. Те же самые аккорды, простые мотивы, ненавороченная аранжировка, а ты не обращаешь на это внимания – ты воспринимаешь. Знаете, еще что интересно, если замедлить мотив песни Superstar, получается почти хорал… такой грустный, до-минорый.  

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Мы не знаем что это такое, если бы мы знали что это такое, но мы не знаем что это такое..» (Lena Sairos).

8 место: Twocolors — Lovefool

ЧЕРНЕГИН: Такая обычная диско-песня из нулевых, непонятно почему актуальная в 2020. Возможно, из-за мема «верните мой 2007». Хорошие размеренные ударные, попытка полифонической имитации голоса у синта. Вот, собственно, и все.

ТАШИМОВ: Плюс этой композиции в том, что достаточно знать припев, чтобы ловить ее настроение, прямо как в бессмертной Besame mucho, главное love me и fool me, а дальше просто толкайся и болтайся в ритм. Хиты ушедших времён в новом удачном исполнении всегда вызывают живую реакцию. Гречку уже все забыли (первой забыла Земфира), и этот кавер тоже забудут. И хорошо. Лето 2020 года кончилось и пусть все пустые призывы Love me, Love me – остаются позади. А мы ждём «новых» старых хитов, потому что нам так спокойней, а то мы и так уже страхов натерпелись. Проверенная годами попса как терапия общественного напряжения. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Привет Русскоязычным !!!Почувствуй это лето» (Саша Иванов).

7 место: GAYAZOV$ BROTHER$ — «Я, ТЫ и МОРЕ»

ЧЕРНЕГИН: Эта песня должна звучать из каждой Лады Калина цвета баклажан. Все время ждешь, что она сорвется в сумасшедшую лезгинку, но не судьба. Опять же мечтательные повторяющиеся гитарные переборы по основным аккордам, довольно странный вокал, но в целом, все обычно. Единственная фишка этой песни – обработка голосов разными фильтрами, размывающими тембр. А почему актуально? Потому что в этом году море нам не светило.

ТАШИМОВ: Все хотят на море, и все теперь едут в Крым. Больше некуда. Ну и езжай в Коктебель! Чо страдать то!? Чо вот меня грузить своей туристической несостоятельностью! «Щас бы дернуть на моря», а не слушать этот трек. Мазохисты по утерянному лету подняли этот шедевр на 7 место. Всем хочется курортных романов и прочее, вот все и слушали летом эту BDSM несуразность. Какой сюжет? Какая драматургия? Только я, ты и море. Но лучше только я и море. Довольно. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Смысл клипа. На свиданках с русалкой не предлагай рыбу» (Руслан Тверской​).

6 место: Gafur, JONY — Lollipop

ТАШИМОВ: Текст почти не разобрать, да и не надо. Ничо не понял. И хорошо. Отличный трек под который можно делать, что угодно: танцевать, работать, бегать и т.д Текст для отдыха мозгов и тела — Рамамба Хару Мамбуру какое-то, только Bum Shaka Laka. Супер. Горазду лучше, чем когда взрослые мужики страдают из-за ерунды. 

ЧЕРНЕГИН: Песня для совместного проведения вечера с девушкой/парнем, с последующим возможным продолжением. Достаточно простой, запоминающийся мотивчик, развитая партия ударных, использование отдельных паттернов голоса, вплетающихся в ткань песни – все то, что свойственно этому жанру. Свечи, винишко, такие песни и… продолжение вам обеспечено.

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Чтобы найти эту песню я написала: Порш панамера песня» (Aylin iralina​).

5 место: Mitchel — «А уже фсё» prod. by SOAHX

ЧЕРНЕГИН: Уверен, что авторы этой песни даже не подозревают, что они сделали во вступлении… Это такая отсылка к некоторым произведениям современных академических композиторов – когда любой инструмент имитирует голос, тем самым замещая его, либо звуча с ним в унисон. Например, в одной из таких музыкальных шуток (привет Баху) выступление президента Франции Франсуа Макрона было имитировано тромбоном, звучащим в унисон с голосом. Жаль, что в песне это не развивается. В остальном же, совершенно обычная песня, без особых фишечек. И уже фсё.

ТАШИМОВ: Первая в рейтинге песня, в тексте которой отслеживается какая-то объемная и небанальная мысль, причём через супер-простое решение. Я должен был написать комментарий? А уже всё! 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Ждём трек "Почему так часто пропадаешь?"» (KASSETA KG).

4 место: HENSY — «Поболело и прошло»

ЧЕРНЕГИН: Я ждал песен с таким названием. Песня, не отягощённая никакими изобретательствами или нововведениями – только гитарные переборы, отсылающие нас к дворовым песням под гитару незамысловатым ритмом у ударных и обычным вокалом без обработки, что в данном случае плюс. Так и видится парень, расставшийся с девушкой, который гуляет под дождем, напевая эту песню. Не проверял.

ТАШИМОВ: Поболело и прошло — это почти, как детское — «а мне не больно, курица довольна». Очевидно что больно, очевидно что обидно. Типичный драматический ход: нас бьют мы летаем, мы увидим небо в алмазах и так далее. Все вопреки. В России выживает слабейший, но не в любви. Поболело и прошло, а оно не прошло и не пройдёт, иначе зачем это слушать — чтобы лишний раз ковырнуть в себе болячку и чувствовать, что живой. Такое подростковое развлечение в аттракционе «русские забавы лета 2020 года». 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Ребят, а у меня есть теория, что гитарист это купидон. Ведь не зря он сопровождал и следил за это парочкой. И конечно клип бомба!» (trust_25 1​).

3 место: Zivert, Баста — «неболей»

ЧЕРНЕГИН: Название песни – девиз 2020 года. Ритмически напоминает босанову, что-то немного бразильское. Потом вступает вокал, сопровождаемый гитарой и фортепиано. Интересно, что гитарный ритм потом передается ударным, которые сохраняют эту ритмическую структуру на протяжении всей песни. Позже включаются струнные, с достаточно грамотной оркестровкой, а не просто в унисон, что работает неплохо. Мне кажется, получилось хорошо.

ТАШИМОВ: Если извлечь текст песни в самостоятельное произведение, то получиться отличная считалка-игралка для детей младшешкольного возраста. Если вернуть обратно в музыкальный ряд композиции, то получится отличная песня для мужчин и женщин кризиса среднего возраста. Композиционное построение текста отлично подходит для прослушивания на репите, чтобы точно дать понять соседям за стенкой, что ты страдаешь. Песня предупреждает, что не нужно болеть — нужно вовремя обратиться к семейному психологу. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Песня для тех кому +- 30 лет, когда страсти юности ещё в памяти, но уже слишком много знаешь и понимаешь» (Альбина Беляев).

2 место: Dabro — «Юность»

ЧЕРНЕГИН: Вот! Наконец-то песня, в которой ритм и обработка ударных меняются в каждом куплете, что обуславливает разнообразность звучания и придает всей музыкальной ткани ощущение дыхания. Интересная работа со звуком и его обработкой. В остальном, мы не выходим за пределы заявленной тональности (да и зачем?) и особо не предъявляем требований к обработке вокала.

ТАШИМОВ: Dabro несёт добро. Внятный месседж без претензии на дешевую маскулинность (в отличии от всех мужчин исполнителей в рейтинге). Юность это круто, юность это быстро, юность возможно ещё живет внутри тебя. Мило. И исполнители так же милы, как и внятны. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Единственная песня которую не стыдно слушать при родителям, без мата. Респект» (Анна Микайло).

1 место: MORGENSHTERN, Элджей — Cadillac

ЧЕРНЕГИН: Я ждал эту песню в этом хит-параде. Наконец-то песня с агрессивным настроем. Очень грамотно прописано все музыкальное сопровождение вокала, который тоже, естественно, обработан. Не думаю, что эти биты куплены или взяты в аренду, как это делает иногда Face. У Алишера есть коллега, который все это и придумывает, и делает это весьма неплохо. В этой песне даже есть некое подобие игры с пространственным звуком в одном отрывке. 

ТАШИМОВ: Герой, прописанный в этой песне, совершенно прекрасен. Хочется порадоваться за его финансовые успехи. Слава богу! Ну хоть у кого-то дела этим летом идут хорошо! У него семь миллионов! Восторг. Изумление.Трепет. Какое изящество смыслов и переплетений сложных метафор. Совершенно не удивительно, что эта безусловно талантливая композиция занимает первое место. Особенно интересна строчка про подружку, которая мастурбирует, сразу в сознании возникают знаменитые полотна Возрождения и шедевры скандинавского кинематографа конца XX века. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«Если бы Пушкин видел эти строки, то он бы попросил Дантеса застрелить его ещё раз. Но Дантес не сделает этого, потому что он уже послушал это и сам застрелился» (кто я​).

ГРАН-ПРИ: Клава Кока & NILETTO — «Краш»

Традиционно в эту категорию мы выводим абсолютного фаворита — этот трек прослушали летом 2020 значительно чаще первого места.

ЧЕРНЕГИН: Энергичная песенка, напоминающая синти-поп. Куплетно-припевная структура. Особого разнообразия от куплета к куплету нет. Просто энергичная песенка в одной тональности.

ТАШИМОВ: Весело и задорно парень и девушка обещают друг другу удовольствия асфиксии. Так же весело и задорно они не могут определиться, кем они друг другу приходятся — они и не враги, но и не друзья. Остаётся лишь вариант любовных взаимоотношений, которые держаться на насилии. Да, такие токсичные отношения могут быть долговечными и держаться на страхе остаться в одиночестве или нежелании воспитывать детей в неполной семье. Но пара из этой песни ещё не успела обзавестись тяжеловесной печатью в паспорте (скорее всего) и детьми, так что можно надеяться, что никто не погибнет в их игрищах, и, когда огонь страсти угаснет, они разойдутся целыми и здоровыми. 

ЛУЧШИЙ КОММЕНТАРИЙ С YOUTUBE (орфография и пунктуация авторская):
«В них обоих ни кто не верил. Говорили что они не будут музыкантыми. Но они не сдавались!» (Keyl).

ТРЕК ОТ РЕДАКЦИИ: Земфира — «Крым»

Редакция «Вашего досуга» не могла не воспользоваться служебным положением и не предложить нашим экспертам прокоментировать трек, который мы особенно активно слушали минувшим летом.

ЧЕРНЕГИН: Первые четыре ноты вступления отсылают нас к 8-ой сонате Бетховена («Патетической»), вернее к 3-ей её части – рондо, что, быть может, что-то и определяет… потом идут нисходящие ходы в басу от до до соль и начинается сама песня. Очень много отклонений в тональность субдоминанты (фа-минор), что добавляет минорности ощущения безысходности происходящего (ну, не будет человека, ради которого можно бросить пить и перестать аггриться)… Аранжировка достаточно простая, что не отвлекает от основного – от слов, ради которых все и затевалось. Да и завершение песни – на доминанте – оставляет вопрос в воздухе. И да, Крымнаш здесь ни при чём.

ТАШИМОВ: Берёшь текст этой песни и переписываешь от руки на бумагу: «Если ты будешь со мною жить, я попробую бросить пить. Однозначно брошу курить…» и так до конца песни. И, пока прописываешь эти слова, исчезает Земфира и остаёшься только ты и тот человек, с которым ты не будешь жить (НИКОГДА!). Потому что иначе, перестанешь писать, потому что жизнь превратиться в ад, потому что у неё (него) все есть, потому что талантливый поэт все про тебя знает, хоть и пишет о себе. Земфира, как всегда, крута и недосягаема. Что тут скажешь… 

КОММЕНТАРИИ НА YOUTUBE ОТКЛЮЧЕНЫ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: