В Московской филармонии стартовал новый сезон персонального абонемента Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. Он открылся большой программой, посвященной Прокофьеву прозвучали Первая и Пятая симфонии, а также Пятый концерт для фортепиано с оркестром. Вместе с коллективом под управлением маэстро Александра Сладковского выступил победитель XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, пианист Сергей Давыдченко. Вечер сопровождался вступительным словом музыкального критика Артёма Варгафтика. Надежда Травина делится впечатлениями от концерта.

Так сложилось, что в сентябре главным композитором в концертной жизни Госоркестра Республики Татарстан становился Дмитрий Шостакович. Подопечные Александра Сладковского играли его масштабные опусы как в Казани, так и Москве, отмечая тем самым очередную годовщину со дня рождения композитора. В этом сезоне маэстро решил поменять концепцию и выбрал для сентябрьского концерта другого советского классика — Сергея Прокофьева (которого он также, как и Шостаковича, любит исполнять). Во многом это решение возникло благодаря инициативе пианиста Сергея Давыдченко, с которым ГАСО РТ открыли сезон в Казани: именно он предложил включить в программу Пятый концерт для фортепиано с оркестром. А обрамляли этот цикл две совершенно противоположные по замыслу, характеру и звучанию прокофьевские симфонии — Первая («Классическая») и Пятая, написанная в годы Великой Отечественной войны.

Творческое взаимодействие Сергея Давыдченко — победителя недавнего конкурса имени Чайковского — с Александром Сладковским сложилось несколько лет назад. В финале конкурса Grand Piano Competition маэстро аккомпанировал ему, кстати, концерт Прокофьева (тогда это был Третий). С тандемом ГАСО РТ и Сладковский пианист выступил за несколько дней до концерта в филармонии в Иркутске — потом была Казань, Москва, и вот уже появилась новость о том, что Давыдченко примет участие в ежегодном фестивале фортепианной музыки «Белая сирень». Тот факт, что сотрудничество восходящей звезды фортепианного искусства с прославленным коллективом продолжится, не может не радовать: оба комфортно чувствуют себя друг с другом на одной сцене, выстраивают удивительно гармоничный и понятный диалог. В Пятом фортепианном концерте Давыдченко продемонстрировал уверенную крепкую технику и отличное понимание композиторского замысла — вещи, достойные звания победителя конкурса Чайковского. Для 18-летнего артиста прокофьевский цикл стал серьезным испытанием, с которым он вполне свободно справился. Госоркестр Республики Татарстан был для пианиста чутким, остро реагирующим на каждую фразу собеседником, ловко подхватывающим острые, колкие аккорды и пассажи. Кульминацией этого разговора на равных стала четвертая, лирико-эпическая часть Largetto: дуэт пианиста и оркестра слился в единое, полнозвучное целое, которым мастерски управлял маэстро Сладковский.

Симфонии Прокофьева, исполненные этим же вечером, стали неким зеркалом его творчества в разные годы. В Первой Госоркестр Республики Татарстан нарисовал портрет молодого, полного энтузиазма композитора, который хочет во что бы то ни стало «подразнить гусей». Подопечные маэстро Сладковского сыграли этот цикл в нарочито академической, строгой манере, с классицистской ясностью формы, выверенностью динамики и штрихов. В прокофьевском подражании папаше Гайдну ощущалась явная насмешка и юмор, и ГАСО РТ блестяще их подчеркнул — особенно, знаменитый Гавот, прозвучавший в шутливо-тяжеловесном духе. В Пятой симфонии Прокофьев, напротив, предстал зрелым автором крупных симфонических произведений и балетов, выработавшем свой узнаваемый музыкальный язык и стиль. Это одно из самых светлых и полных оптимизма сочинений советского классика — притом, что оно было закончено в 1943 году. «Там время и история, война, патриотизм, победа…Победа вообще и победа Прокофьева», — писал о симфонии Святослав Рихтер, имея ввиду также окончательное утверждение и признание гениальности композитора его современниками. Исполнение Пятой симфонии ГАСО РТ в целом также можно назвать победным, триумфальным, без преувеличения грандиозным. От широкой, как гладь полноводной реки первой части, где струнные и деревянные духовые пели по очереди эпическую песнь, слушателя перенесли в мир прокофьевского сарказма и юмора второй части, напоминающей лучшие страницы его балетов — для того, чтобы окунуться в безмятежную лирику и меланхолию третьей и, наконец, поставить торжественную точку в финале. А на бис Госоркестр Республики Татарстан исполнил настоящий хит — Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», разбавив драматизм искрометной прокофьевской шуткой.