Март, весна на дворе… Между прочим, последняя весна перед закрытием на ремонт Большого зала консерватории. Чем не повод появляться в этом прекрасном зале почаще? Вот и Большой симфонический оркестр очень кстати устроил маленький фестиваль из трех концертов: “Иоланта” Чайковского, вечер Шостаковича и премьера симфонии норвежского композитора на десерт. Концепция фестиваля совершенно непонятна, но сходить на него стоит.

Первый концерт 14 марта достоин внимания прежде всего из-за Владимира Федосеева. В Москве он традиционно дирижирует симфоническими концертами, и публика мало осведомлена о его оперном творчестве. А тем не менее за границей он успешно проводит оперные постановки в Цюрихе, показывая многогранность своего дирижерского таланта.

“Иоланта” Чайковского была представлена Федосеевым на фестивале в Вене в августе прошлого года, и местная критика была на удивление благожелательна и к солистам, и к дирижеру. В московском концерте главные партии исполнят Ольга Микитенко из Киева (Иоланта) и солист Цюрихского театра “Opernhaus” Петр Бечала (Водемон).

Хоть на сцене Большого зала не покажешь ни замок короля Рене – отца Иоланты, ни трогательную сцену прозрения девушки после долгих лет слепоты, но музыка красива сама по себе и изобразительности ей не занимать.

На второй концерт 17 марта более всего стоит идти из-за самой музыки. Дмитрий Дмитриевич Шостакович – величайший симфонист XX века. Композитор оставил нам 15 симфоний. Некоторые из них играют постоянно, другие не так часто… Владимир Федосеев выбрал для концерта две, пожалуй, наиболее редко исполняемые из них, – Третью и Девятую.

Две незаслуженно забытые симфонии Шостаковича за один вечер – это уже поступок. Нужно быть полностью уверенным в себе, в оркестре и, главное, в публике. Другой вопрос в том, оправдает ли эта публика возложенные на нее надежды: ведь любому посетителю БЗК знакома картина вытекающих из зала ручейков слушателей прямо во время исполнения. Этот процесс начинает происходить, если сложная по языку музыка XX века длится без остановки более получаса. Будем надеяться, что 17 марта аудитория соберется с силами.

Третья симфония Шостаковича (“Первомайская”) – одна из самых светлых в его творчестве. Она полна оптимизма и радости. Сам композитор писал тогда: “Нет музыки без идеологии”, вся симфония – одна большая пропаганда, весь оркестр на все лады хвалит советскую жизнь, финал с хором доводит атмосферу до идеологической кульминации. Так и представляешь первомайские колонны демонстрантов, что поют гимн празднику…

Третья симфония провалилась. Композитор оставил жанр на добрых 6 лет. Девятая симфония – это уже другой Шостакович. Прошло 16 лет, позади Вторая мировая война. Автор создал тонкую, изящную, театральную композицию… Во многом она отсылает слушателей к творениям венских классиков – Бетховена и особенно Гайдна. Но много здесь и чистейшего Дмитрия Дмитриевича – любимая парочка иронии и гротеска не покидает сцену до самой последней ноты.

Чтобы сделать жизнь слушателей слаще, в программу введен Первый фортепьянный концерт с солирующей трубой и струнными. Небольшой, сатирический, местами откровенно цирковой. Нет никаких сомнений, что солист Денис Мацуев справится с ним “одной левой”. Виртуозность и эффектность – это его стихия. Публика отобьет себе ладони.

На третий концерт 23 марта стоит идти из-за солистов. Виктор Третьяков и Александр Князев исполнят Двойной концерт Брамса для скрипки, виолончели и оркестра – сочинение, включающее в себя лучшие качества стиля композитора. Это последнее, самое зрелое сочинение Брамса в жанре концерта.

Перед этим публике предложат шестую симфонию норвежского композитора Рагнара Сёдерлинда, о которой достоверно известно только одно – она посвящена Большому симфоническому оркестру и лично Владимиру Федосееву. Мудрый ход. Дело за малым – чтобы музыка оказалась хорошей.

Билеты продаются в кассах Большого зала консерватории.

Справки по т. 229-74-12.