Прошедший XII Международный конкурс им. Чайковского, как всегда, вызвал не столько профессиональные, сколько околомузыкальные споры. Одной из задач организаторов было вернуть конкурсу былую репутацию, подорванную двумя последними состязаниями. Для этого приняли действенные меры: ввели отбор участников на основе просмотра видеокассет, существенно повысили размер премий, реформировали систему судейства (например, поменяли сложную 25-балльную систему на оценку “да” и “нет”). Но, несмотря на это, вряд ли можно говорить о том, что престиж конкурса повысился. Судите сами: среди скрипачей и виолончелистов не нашлось ни одного достойного 1-й премии, а уровень мастерства победительницы в номинации “фортепиано” Аяко Уехара несравним с тем, который демонстрировали лауреаты “золотого” века: Ашкенази, Плетнев, Березовский.

Скандал

Самое интересное, как обычно, случилось под занавес мероприятия. Член фортепианного жюри Элисо Вирсаладзе отказалась подписать и протокол конкурса, поскольку категорически не согласна с его результатами, и лауреатские дипломы (что не вполне объяснимо - победители ведь не виноваты). Говорят, истинной причина в том, что один из ее учеников Алексей Володин не был допущен в финал, хотя прекрасно выступил в 1 и 2 турах и был фаворитом публики и критики.

Без видимых оснований не прошли в 3 тур и другие прекрасные исполнители: скрипач Борис Бровцын, виолончелист Александр Бузлов. Большинство специалистов и меломанов сходятся на том, что главная ошибка жюри - в сиюминутной оценке конкурсантов, сумевших сыграть “без ошибок”. А самое главное - артистизм, манера игры и перспективность даже иногда “срывавшихся” участников - в расчет не принималось.

Героев надо знать в лицо

Ничто не предвещало победы Аяко Уехара. Молодая японка не была явным лидером первых туров. Правда, в финале она выгодно выделялась на фоне остальных конкурсантов, которые не могли даже правильно попасть в ноты. На этом фоне ее техничность и наличие хоть какой-то индивидуальной интерпретации позволили ей претендовать на главный приз. Злые языки поговаривали о том, что пианистка из Страны восходящего солнца выбрана не случайно, а как “дань уважения” японскому спонсору (который повысил первую премию с 000 до 000).

У скрипачей и виолончелистов ярких исполнителей не было, поэтому 1-й премии решено не присуждать. 2-ю премию среди скрипачей разделили японка Кавакубо Тамаки и любимец публики 18-летний китаец Си Чэнь. 3-ю премию получила россиянка Татьяна Самуил, игравшая, впрочем, не безгрешно. 2-ю премию у виолончелистов получил немец Мозер Йоханнес.

Конкурс вокалистов - “вещь в себе”, и, кажется, здесь прошло все как надо: все награды заслужены по праву. Обладателями главных призов стали россияне: меццо-сопрано Айталина Афанасьева (Адамова) - ученица Академии молодых певцов при Мариинском театре и бас из Большого Михаил Казаков.

Таланты и поклонники

Пока специалисты ломают копья, меломаны составляют собственное мнение. Благодаря им конкурс обрел свой секс-символ. Им стал скромный преподаватель консерватории, пианист Андрей Желтоног, не прошедший во второй тур. Поклонницы немедленно организовали форум в Интернет, где детально обсуждают подробности его жизни и творчества. Поступило предложение выставить на аукцион рояль Kawai, на котором играл их кумир. Приз зрительских симпатий, если бы таковой был, несомненно завоевал бы он.

Игра окончена

Конкурс опять провалился. В чем же все-таки причина: в низком уровне участников или коррумпированности жюри? Скорее всего ни в том ни в другом. Сегодня конкурсы исполнителей по всему миру переживают кризис. Появилось множество состязаний, которые ежегодно вручают премии огромному количеству музыкантов. Это привело к тому, что медаль лауреата не является главной составляющей успешной международной карьеры. Некоторые знаменитые исполнители никогда в жизни не принимали участие в конкурсах.

Мнение специалистов

Ведущие музыкальные критики ответили на вопросы нашего журнала:

  • Кто порадовал/удивил?
  • Кто не понравился/ разочаровал?
  • Кого несправедливо отсеяли?
  • Ярослав Седов (“Еженедельный журнал”)

  • Председатель жюри виолончелистов Александр Рудин тем, что приблизил конкурсную программу к реалиям сегодняшней концертной жизни; виолончелист Йоханес Мозер (2-я премия) - вдумчивыми трактовками и музыкальностью
  • Участники и лауреаты конкурса скрипачей смехотворно низким профессиональным уровнем
  • Андрея Антонова (бас), артистичного солиста Самарского театра оперы и балета
  •  

    Екатерина Бирюкова (“Известия”)

    1. Пианист Дмитрий Тетерин игрой во втором туре

    2. Очень многие

  • Пианиста Алексея Володина и скрипача Бориса Бровцына
  •  

    Анна Ветхова (независимый критик)

  • Скрипач Си Чэнь и председатель скрипичного жюри Владимир Спиваков, который единственный сумел правильно организовать работу жюри, внести обоснованные изменения в программу, выстроить четкую концепцию скрипичного состязания
  • Председатель фортепианного жюри Владимир Крайнев и вся организация фортепианного конкурса. Во втором туре было много хороших выступлений, однако несколько сильных пианистов не были допущены в финал. В результате участники, на которых жюри возлагало надежды, 3-й тур провалили: достойно сыграть Первый концерт Чайковского не смог никто.
  • Пианистов Алексея Володина, Андрея Шибко, Сергея Кудрякова, скрипача Бориса Бровцына, виолончелистов Олега Бугаева, Александра Бузлова, Сергея Антонова, вокалистку Ольгу Пасечник
  • Михаил Фихтенгольц (“Ведомости”)

  • Те люди, которых вроде давно знаешь, но их потенциал осознаешь не в полной мере. Для меня такими стали скрипач Борис Бровцын, пианисты Алексей Володин и Андрей Шибко
  • Члены жюри, погрязшие в собственных амбициях и в силу этого не способные оценить и поддержать музыкантов с большой перспективой
  • Скрипача Бориса Бровцына, пианистов Алексея Володина и Андрея Шибко