Целых три дня подряд на международном фестивале «Джаз в саду „Эрмитаж“» будет звучать самая позитивная музыка на свете.
Все в сад
В далеком
Тигран, ф-но и медные трубы
В русском языке множество вариантов перевода английского слова «джаз» и его альтернативных толкований. Самое точное, пожалуй звучит так: если блюз — это когда хорошему человеку плохо, то джаз — это когда хорошему человеку хорошо.
Открывает фестиваль человек, несомненно, хороший. Тигран Григорян — один из самых интересных аранжировщиков и изобретательных клавишников современной России. Он и его группа Hit-Size играют искрометный модерн-джаз, щедро приправляя его фанком, соулом и даже диско. Специальными гостями проекта станут замечательные певицы Софи Окран (экс-«Квартал») и Лиана Майстер, уже имеющие опыт совместной работы с Тиграном.
Еще один участник первого дня Евгений Лебедев, несмотря на молодость, пианист не менее именитый. Ветеран фестиваля (впервые он выступил на нем в
Под занавес первого дня гостей ожидает, возможно, наиболее фантастический и экстравагантный коллектив всего фестиваля — ансамбль Валерия Пономарева. Знаменитый на весь мир трубач, бывший «наш» человек, давно проживающий в Нью-Йорке и считающийся американским артистом, тем не менее не рвет отношений с родиной. Пономарев выступает в России довольно часто, но каждый новый его концерт — уникальное шоу, всегда полное сюрпризов. Его труба, принадлежащая популярнейшему направлению хард-боп, никогда не звучит одинаково, и это обстоятельство буквально сводит публику с ума.
Три грации и готика
Второй день праздника начнется с сета московского Jazz Dance Orchestra. Этот джаз-бэнд относится к музыке не без иронии: в их обработках звучат и классический джаз, и русские народные песни, и Майкл Джексон. Следом слушателей ждет настоящий спектакль польского маэстро Артура Дуткевича. Мастер фортепиано, он, в частности, прославился невероятной интерпретацией бессмертных творений Джимми Хендрикса. Которые в его преломлении приобретают какую-то мрачную, почти готическую красоту.
Зато игравший с самим Биллом Эвансом барабанщик Эдуард Зизак — мужчина в высшей степени позитивный. Тем более что выступать его трио будет в компании очаровательных леди — вокального ансамбля «Ирина, Алина, Полина», в составе которого — джазовые вокалистки Ирина Родилес, Алина Ростоцкая и Полина Зизак (последняя, к слову, — дочь упомянутого барабанщика).
Закрывает день уникальная коллаборация. Легендарный американский саксофонист Чико Фримэн выйдет на сцену с Трио Якова Окуня. Коллектив «нового лидера современного российского джаза», как называют Окуня, конечно, известный, но работать с таким колоссом, как Фримэн, — это нечто особенное. Во что подобное сотрудничество выльется, можно только гадать.
Маримба и джем
Старт заключительному дню фестиваля дает неожиданный союз шведского кларнетиста Антти Сарпила и Оркестра имени Лундстрема. Кларнетист, саксофонист, аранжировщик, «Бенни Гудмен наших дней» Сарпила — виднейший представитель традиционного джаза не только в Скандинавии, но и во всей Европе. С другой стороны, и Оркестр имени Лундстрема — самый «долгоиграющий» биг-бенд в мире (создан в
«Маримба Плюс» и ее бессменный фронтмен Лев Слепнер, выступающие следом, прекрасно знакомы столичным меломанам. Слепнер не ищет легких путей. В его причудливых, всегда неожиданных композициях можно услышать африканские ритмы и южноамериканские мелодии, в пределах одной вещи уживаются шаманские настроения с Дальнего Востока и разухабистые куплеты с Востока Ближнего. А его музыканты — выпускники Гнесинки и Московской консерватории, определенно — будущие звезды.
Апофеозом вечера обещает стать выступление харизматичной афроамериканки Сэнди Паттон, обладательницы роскошного меццо-сопрано. Ее голос богат, бархатен и эротичен. Певица раз за разом доказывает, что старый добрый свинг сегодня так же актуален, как и во времена Эллы Фитцджеральд. Джаз-дива обещала полновесное, чуть ли не часовое выступление, где джазовые стандарты будут спорить со свежими опусами. Сопровождает миссис Паттон Трио Евгения Рябого.
Ну а как же финальные джемы, неожиданные дуэты и незапланированные импровизации? Будут, будут! Какой же без них джаз...