Главная жрица черной музыки Эрика Баду везет в Москву огнедышащий коктейль из блюза, регги и древних напевов ее народа.


Открытию Колумбом Америки радуются далеко не все. Часть черного населения считает, что, не случись этого, их предков не вывезли бы из уютной Африки работать на хлопковых плантациях. Вот и прапрапрадеда Эрики Райт (настоящее имя) доставили в трюме невольничьего корабля из Кении в Техас, где рабовладельцы были особенно свирепы. По семейному преданию он был шаманом, запросто общался с духами при помощи тамтамов, и звали его Баду, что значит Звезда. Звезде этно-R’n’B явно передались магические способности африканских родственников. Воспитанием девочки занималась бабушка, помнящая еще таблички «Для белых» в автобусах и вместо колыбельных певшая ей старинные блюзы. Еще школьницей Эрика под именем MС Apple начала читать рэп собственного изготовления, положенный на биты в домашней студии. Ее кумирами были мэтры 1970-х — Стиви Уандер, Чака, Дайана Росс и особенно Арита Фрэнклин. Кроме великих американцев она с трепетом изучала традиционную музыку Черного континента. Она настолько увлекалась «африканской идеей», что начала копить деньги на поездку в Кению, не веря, что на исторической родине ее ждут только нищета, грязь и СПИД. В 21 (а в Америке с этого возраста дети уже могут игнорировать мнение родителей) она все же отправилась к подножию Килиманджаро. Не важно, что в отеле ее обокрали, а в сувенирных лавках постоянно обсчитывали, узнав, что она американка, — свою Африку она все же нашла и вернулась другим человеком.

Первый ее хит Precious Love вызвал у народа восхищение в первую очередь необычным глубоким тембром голоса певицы. Известный продюсер Кедар Массенбург разглядел в Эрике кумира миллионов и взял ее под покровительство, обеспечив контракт со своим лейблом Kedar Entertainment. На дворе стоял 1993-й, считающийся отправной точкой в карьере певицы, которая представлялась теперь не иначе как Баду. Она сразу застолбила свое место на R’n’B-сцене, затейливо подмешивая к классическим танцевальным ритмам африканские и карибские мотивы.

На сцене Эрика представала в образе жрицы африканских культов — в невероятном боевом раскрасе. Ее тут же назвали «самой таинственной звездой» Америки.

Награды «Грэмми» сыпались, как из рога изобилия, мужья — в основном рэперы — тоже. После исполнения песни Get Up Stand Up в Кингстоне вдова Боба Марли Рита стала перед ней на колени. В фильме «Братья Блюз-2000» она сыграла поющую хозяйку забегаловки, которую до этого играла ее обожаемая Арита Фрэнклин. Но потом Баду взяла и уехала в ЮАР искать вдохновения.

Женщина может быть одна. Женщина, которая поет, — нет, иначе в ее песнях вместо нот будут одни слезы. Ее новый альбом New Amerykah Part Two (The Return Of The Ankh) доказал, что шаманские корни так просто не изжить — это настоящая магия, где мелодиям предков дается новая жизнь на лучших хип-хоп-площадках. А еще Баду вошла в число 50 самых красивых женщин планеты плюс, по версии канала VH1, в список «100 величайших женщин в истории рок-н-ролла». Мы с этим согласны.

Arena Moscow, 1 ноября в 21.00