Грустный швед Джей Джей Йоханссон представит в Москве новый альбом Cockroach («Таракан») . И старые хиты.
Вообще-то этого певца и автора песен следовало бы называть Йейе Юханссон. Но мы на международный лад называем его Джей Джей Йоханссон. И вообще этот Джей — он давно уже наш. Выступает в Москве практически каждый год и знает город и публику как свои пять пальцев. Концерт заявлен как презентация свежего альбома Cockroach («Таракан»). «ВД» решил выяснить, останутся ли за бортом наши любимые хиты. И позвонил Джею на мобильник.

 

Господин Йоханссон, каков примерный сет-лист московских концертов?

Наверное, мы все-таки сыграем песни из всей моей карьеры. Но с фокусом на новом материале, конечно. Новых композиций штук пять будет, вряд ли больше.
Мы, кстати, «вытащили» очень старые песни: надо их сыграть потому, что новый альбом - это развитие некоторых старых идей. Песня "Dilemma" с предыдущего альбома — зерно, из которого вырос "Cockroach".
То есть это как бы концептуальное продолжение?
Не совсем. "Dilemma" мы записали последней, и я подумал: именно такой саунд я хочу на следующем альбоме! Песня Poison тоже повлияла: аранжировка, продакшн, барабаны тяжелые...
Между всеми вашими альбомами есть такие мостики?
Нет. Но три первых и два последних альбома явно связаны: принцип сонграйтерства, писания песен то есть. Играли те же самые музыканты в той же самой студии. У меня постоянная команда. С пианистом мы 15 лет уже играем.
Но альбом "Antenna" я делал в Германии. "Rush" – во Франции. Лишь два раза я не работал со своей группой и не на родине. Кстати, из "Antenna" сыграем "Tomorrow".

 


А зачем сейчас вообще сейчас выпускать альбомы?
Просто я пишу довольно много песен. Когда они готовы, то объединяются в альбом. Я привык так работать. Молодые артисты могут иметь другой подход...
Ну, может быть, действительно надо делать только синглы и вирусные ролики. Тем более что обычно внимание к альбому привлекают они раскрученные синглы. Но мои слушатели обычно более всего любят альбомные треки, не сингловые. Да и то сказать: рекорд-компани не всегда выбирали для синглов лучшие песни!
Это как с группой a-ha: на синглах - попса, на альбомах — действительно  глубокие вещи...
Забавно, что ты упомнял именно a-ha! Я с ними пару раз общался. В 1996 году я писал свой первый альбом в той же студии, что Мортен, Магне и Пол из a-ha. И меня кто-то спросил: ты кто такой? я, говорю, артист начинающий. «Да ну? А чего поешь как Мортен Харкет?» Мне потом часто говорили, что у нас с Мортеном голоса где-то похожи, в верхнем диапазоне особенно.
Но вы не работали с ними?
Я даже не бывал на их концертах: мы просто в турах не пересекались. Но с парнями общались очень хорошо. Я швед, они из Норвегии, а мы, скандинавы, хорошо друг друга понимаем. Подшучиваем друг над другом. По-доброму.
Вас называют «самый неизвестный в Швеции шведский артист». Почему так? Из-за английского языка?
Но я с самого начала решил не петь по-шведски! Хотел пробиться за границей. То есть это не было самоцелью, просто мне хотелось сочинять песни на английском, вот и все. Подозреваю, что именно поэтому я прославился в России. И в Европе. Одна из главных стран для меня — это Франция. Там до сих пор даже мои CD хорошо продаются. К вопросу о том, зачем выпускать альбомы.
К вопросу о языке — да, английский нам привычен. Единственная шведскоязычная группа, которую у нас знает пара тысяч человек — это Kent...
Да ну? Вот это круто! Я дружу с Юакимом Бери и другими парнями из Kent. Мы раньше были на одном лейбле. Тусуемся, ходим по барам и клубам. Барабанщик и гитарист мне как-то помогли записать две песни, "My Way" и "So Tell the Girls That I am Back to Town".

 

Есть у вас какие-то излюбленные места в Москве?
Я приезжаю чуть не каждый год. Не обязательно выступать. Иногда на выставки. Один раз вел церемонию наград российского MTV. Да, я в Москве уже давно нормально себя чувствую. У меня тут друзья из арт-мира. Поначалу, конечно, было некомфортно: куда пойти, что делать, где кофе хороший варят?.. Потом мне город показали люди не из нашего бизнеса, а из из арт-тусовки. С ними я подружился, они мне показали интересные нетуристические места Москвы. Теперь уже все знаю!