Уходящий год подарил зрителям шквал культурных событий и переворотов. В Париже художники обернули Триумфальную арку, в Лондоне работа Бэнкси самоуничтожилась сразу после продажи, а аукционный дом Christie's продал объект NFT-искусства за рекордные $69 млн. О главных событиях года, повлиявших на мировой арт-рынок, рассказала Екатерина Чернова

Закрылась галерея «Metro Pictures»

В начале 2021 года культовая нью-йоркская галерея «Metro Pictures» объявила о скором закрытии навсегда. Это особая территория, где в свое время находили пристанище произведения художников постмодернистского, концептуального толка, работавших с пограничной эстетикой искусства и фотографии – таких как Синди Шерман, Роберт Лонго, Шерри Левайн, Луиза Лоулер. Неприветливое начало. Однако оно отмечает важный момент перехода: время титанов, бунтарей XX века ушло в прошлое, на смену ему приходят новые формы, новая эстетика, еще не осмысленная, не изведанная. 

Работа «Everydays: the first 5000 days» продана на Christie’s

В марте на рынке искусства произошло событие настолько громкое, что оно надолго вышло за пределы арт-дискурса. Речь идет о финальном исходе торгов Christie’s: работа художника  Beepl’а «Everydays: the first 5000 days» была продана за 69 миллионов долларов. Знатоки не ожидали, что финальная стоимость настолько обгонит эстимейт. Это при том, что Майк Винкельман или Beepl — пришелец в мире искусства, остроумный мастер с программистским бэкграундом. Это указывает не только на расширение границ искусства как художественной техники и практики (процесс, который начался задолго до масштабного вторжения цифровых технологий), но и на значительную тенденцию междисциплинарного и межинституционального контакта. 

Открылось пространство «Dia Art Foundation»

В апреле расширенное пространство «Dia Art Foundation» в районе Челси открылось после двухлетнего ремонта. Dia — некоммерческая организация, которая инициирует, поддерживает, экспонирует и хранит художественные объекты. В первую очередь, мы благодарны им за формирование крупнейшей коллекции и экспозиции объектов минимализма. Реконструкторским бюро ARO было предложено сохранить в галерее оригинальную кирпичную кладку и деревянные потолочные балки, а также световые колодцы. Такое решение было призвано подчеркнуть историческую роль выставочного пространства, появление которого в неблагополучном районе Нью Йорка в 80-е годы стало одним из акселераторов градостроительного и социального восстановления. 

Однако это не еще не весь план обновления Dia: полным ходом идет реконструкция галереи в Сохо, в котором сегодня хранятся ключевые работы лэнд-артиста Уолтера де Марии. В прошлом веке там проходили исторические шоу Энди Уорхола, Сая Твомбли и Барнетта Ньюмена. Реконструкцию в Сохо планируют завершить в 2023 году.

Перформер Анне Имхоф провела выставку по мотивам «Фауста»

Немецкая художница, перформер Анне Имхоф весной получила «карт-бланш» на организацию выставки и перформативной программы по мотивам «Фауста» Гете (эта работа была награждена на Венецианской биеннале в 2017 году) — с 22 мая по 24 октября Токийский дворец в Париже был полностью передан в распоряжение Имхоф для создания полифонического произведения. Художница работает с пространством, телом, музыкой, живописью. Ее произведения рождаются на пересечении эстетики и радикального высказывания. «Natures Mortes» Имхоф — работа с пограничностью, с обретением собственного, не предписанного пути между жизнью и смертью, тьмой и светом, прошлым и настоящим, статикой и движением. Перформансы Имхоф получили большой резонанс в мировом художественном сообществе. Кстати, в следующем году ее выставка пройдет в Москве. 

Лодка Емеки Огбо проплыла по Майну

В июле в центре Франкфурта открылась трехчастная мультиканальная аудио инсталляция нигерийского художника Емеки Огбо «This Too Shall Pass» («Это тоже пройдет») — лодка, спущенная на воду Майна, проплывала по определенному ограниченному маршруту, транслируя запись хорового пения. Отражение звуковых волн на воде, в архитектурных массивах береговой застройки как бы включало городской ландшафт в художественное целое. Историческая часть города была преобразована в тотальное произведение искусства, в котором река символизировала коллективную память города, а тотальность аудио инсталляции — включение во всеобъемлющую космополитическую карту мира. Художник в этой работе и в своей практике в целом проблематизирует тему миграции, культурных ценностей и идентичности. Превыше всего он ставит вопрос о том, как мы хотим жить в будущем мире все вместе.

Ярмарка «Armory Show» прошла в Нью-Йорке

С 8 по 12 сентября в Нью Йорке прошла ежегодная ярмарка современного искусства  «Armory Show» — несмотря на все сложности, связанные с пандемией и срочным поиском новой площадки. В то же время, Венецианскую биеннале и «Документу» в Касселе пришлось перенести на следующий год. Программа ярмарки (лекции, аукционы и другие мероприятия) частично были вынесены в онлайн формат. Однако большая часть арт-объектов осталась в пределах жанров живописи и инсталляции. Уже традиционно часть работы была связана с критическими высказываниями по поводу современной эстетики, с темой урбанизма и воображения, виртуального мира, проблематикой гендера. Краеугольными понятиями, с которыми работали художники, представленные в этом году, можно назвать три: эротика, декаданс и постколониальный дискурс. 

Художники упаковали Триумфальную арку

18 сентября Триумфальная арка Парижа, несмотря на все логистические ограничения, стала объектом притяжения публики со всего света благодаря реализации художественного замысла Христо Явашева и Жанн Клод де Гийбон. Первые шаги в проектировании колоссальной упаковки, empaquetage, Триумфальной арки были сделан еще в 1960-е. Однако только в этом году фонду Христо и Жанн Клод удалось добиться полного разрешения на реализацию. Площадь временно переоборудовали в пешеходную зону, чтобы зрители могли приблизиться к произведению культовых художников. Арка, завернутая в легкую, белую, чуть искрящуюся материю, предстала в городском ландшафте подобно привидению, в то же время эта непосредственная красота отсылает к реконструкции — как будто архитектурное сооружение должно обновиться и сбросить тяжкие воспоминания столетней давности, чтобы по-настоящему открыться новому XXI веку. 

Запустилась платформа, показывающая искусство на билбордах

Платформа Digital Art’a «CIRCA», основанная в октябре 2020 года, продолжает следовать курсу: ежемесячная программа транслируется каждый день в 20:21 по местному времени. CIRCA охватывает глобальную систему билбордов в Токио, Сеуле, Лондоне (сама организация располагается на улице Пикадилли). За прошедший год в проекте поучаствовали Ай Вэйвэй (октябрь 2020), Патти Смит (январь 2021), Тони Кокс (февраль), Вивьен Вествуд (8 апреля, это был праздник в честь 80-летия дизайнера), Дэвид Хокни (май), Анна Имхоф (июль) и другие. Изначально проект был своеобразной постановкой вопроса: «Where do we go from now?». Его решающая роль связана с тем, что представители мира искусства (в том числе дизайна и панк-сцены) находят возможность выйти на прямой контакт с огромной аудиторией по всему миру – ведь трансляция не была привязана к билбордам, но существовала в открытом доступе в сети. 

Работа Бэнкси самоуничтожилась на аукционе

Один из октябрьских аукционов Sotheby’s был отмечен неожиданным поворотом событий: работа Бэнкси, ранее получившая название «Девочка с воздушным шаром» («Girl with the balloon»), вошла в режим самоуничтожения прямо посреди торгов. Миловидная картинка, оформленная внушительным золоченым багетом, медленно сползла вниз, разрезанная на части измельчителем бумаги, который был встроен в нижнюю часть рамы. После этой трансформации работа стала известная под другим названием: «Любовь в мусорном баке» («Love is in the Bin»). В этой истории наиболее показателен контекст: работа самоуничтожилась как раз в тот момент, когда ей назначили финальную цену. Это художественное высказывание ровно укладывается в логику острой институциональной критики.

«ГЭС-2» открылся в Москве

12 декабря в Москве после длительной отсрочки наконец состоялось открытие культурного дома «ГЭС-2» в здании бывшей электростанции. Проект фонда V-A-C осуществлен по аналогии с уже устойчивой традицией переоборудования городских построек — одним из первых таких проектов стало открытие Tate Modern в Лондоне в 2000 году. Тенденция в первую очередь отвечает принципам экономии, сохранения и преобразования культурного наследия. «ГЭС-2» — первый такой проект в России. Его институциональное назначение максимально широко, модель «дома культуры» охватывает не только мероприятия, напрямую связанные с мировой художественной сценой, но принципиально включает также возможность проведения любых культурных мероприятий. При этом V-A-C особо акцентирует тотальную интерактивность проекта — это особая среда, в которой публика сможет участвовать в производстве новых форм искусства и знаний.

Ярмарка «Art Basel» вывела криптоискусство в офлайн

Ежегодная ярмарка «Art Basel» недавно завершилась в Майами. В этом году ставка была сделана на NFT. Несмотря на то, что произведения, выполненные в традиционных медиа, занимали немалую часть экспозиции, наиболее полно было представлено крипто-искусство. По итогам ярмарки, традиционный мир искусства оказался далек от гармоничного соединения с блокчейном: большая часть внимания была сосредоточена на традиционных произведениях, и публика зачастую вовсе упускала присутствие NFT-объектов — за  исключением платформы Tezos, организовавшей интерактивную программу. Однако принципиально важно то, что впервые в таком масштабном формате состоялась встреча коллекционеров и произведений NFT; первые технологии блокчейна вошли в физическое пространство мира искусства. 


Об авторе

Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.
Instagram | Facebook


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: