В Петербургской галерее «Сети» (улица Рылеева 17-19) до 16 апреля открыта выставка работ Станислава Короленко. В его произведениях фигуративная живопись настолько плотно сплетена с наследованием авангарду, что на стыке рождается новый гибридный стиль. Екатерина Чернова рассказала о выставке и творческом методе романтика из XX века.

Современное искусство, по одной из версий, существует в пределах понятий, выработанных романтизмом. Образ художника-отшельника, выпестованный романтиками, до сих пор играет определяющую роль в нашем представлении о том, как смотреть искусство и кто такой его создатель — несмотря на то, что современный художник скорее пересмешник, чем поэт, скорее критик, чем творец. Это не мешает ему быть и тем, и другим. Санкт-Петербург — классический образ-колыбель такого художника: ироничного, критичного, въедливого, но вместе с тем отреченного, вечного искателя, причастного к расплывчатым, но неизменно вожделенным формам прекрасного. Персональная выставка петербургского художника Станислава Короленко, посмертная — событие из недр такого нездешнего, ирреального мира искусства. В этом мире находится место острой проблематике, однако она фокусируется вне насущного, проходящего. 

Станислав Короленко родился в 1945 году. Его художественная карьера не ограничивалась живописью, он практиковал также дизайн интерьера, работу с малыми архитектурными формами и книжную графику. Однако именно живопись была исключительно плодотворным полем для художественного поиска. Лео Стейнберг в одном из блестящих критических эссе, описывая незаконченные скульптуры Родена, указывает на их особую ценность как живых свидетелей рождения эстетического объекта, метаморфозы материала. Застывшие, готовые формы на этом фоне проигрывают. В современном художественном контексте особый вкус к процесссуальности, выраженный в критическом переосмыслении искусства прошлого, оставляет за собой роль чувствительного метронома, тонко реагирующего на перемены в потоке времени. В этом смысле живописные работы Станислава Короленко, в создании которых стремление к открытию нивелировало поиск потенциальных покупателей, представляют собой не только предельно ясное выражение личного опыта, но и образ-срез постсоветской эпохи.

На протяжении своей жизни Станислав Короленко крайне редко участвовал в выставочных проектах. Его мастерская была закрыта для посторонних глаз. По словам его сына, Глеба Короленко, художник с насмешкой презирал бытовые проблемы и был настолько свободен от власти атрибутов комфорта, что мог с легкой руки заменить их или вовсе исключить из повседневного оборота. Он мог забыть обо всем, кроме художественного поиска. Новый романтик из XX века, в котором отшельнический принцип сосуществует с вынужденной интегрированностью в новую реальность, а осязаемый фигуративный образ — с духовной и материалистичной проблематикой модернизма. 

Корпус работ, представленных в экспозиции петербургской галереи «Сети», открывает жанровое и формальное многообразие художественного наследия Станислава Короленко. Художник отнюдь не стремился к выработке собственного почерка или узнаваемой авторской техники. В его работах легко уживаются линеарность и пастозность, модернистская свобода и концептуалистское внимание к очевидным, неприметным объектам. Ломаный фигуратив и чистая нереферентная абстракция настолько плотно сплетены, что в этой диалектике рождаются гибридные живописные формы. Подобно тому, как прото-импрессионистские, полуабстрактные образы кисти Уильяма Тернера на самом деле подражают природным явлениям, в работах Станислава Короленко абстрактное пятно вдруг становится почти осязаемым облаком тополиного пуха. В сюрреалистском духе угловые секции садовой ограды и веер с цветочным орнаментом сливаются в единый полисемантический объект. Смольный собор точно детально очерчен, но объем его растворяется в плотном свето-воздушном пространстве. Такие пересечения представляют собой не столько результат, сколько процесс живописного поиска. Стоит отметить, что в работах, собранных на выставке, неоднократно возникает образ пути, направления, отмеченного в названии. Как будто живопись отказывается брать на себя бремя власти прямой репрезентации и выполняет лишь скромную функцию проводника к настоящему, интеллигибельному образу из памяти или фантазии. 

Живопись выступает как инструмент пластического поиска композиции. В то же время в неожиданном всплеске или штрихе, в цветовых пятнах — опыт художника, неожиданное, незапланированное свидание с живописью. Потому что не представляется возможным строить план, когда вопрос об отношении живописи к реальности, к личному созерцательному и чувственному опыту остается открытым. В этом заключается «невыносимая легкость живописи», ее принципиальная отстраненность от привычной эмпирии.

Станислав Короленко состоял в союзе художников с 1977 года. В конце 1990-х он присоединился к петербургской группе «Безнадежных живописцев» (летом 2018 их коллективная выставка проходила в Музее современного искусства Эрарта). Безнадежность в этом фактически постироничном названии заключалась тогда в том, что любовь к живописи не разделялась коллекционерами, критиками, ведущими галереями современного искусства. Хотя сегодня живопись вновь обрела свое место на торгах и в актуальных экспозициях, тогда, на излете XX века, живописный медиум казался исчерпанным. 

Живопись в практике Станислава Короленко предстает как опыт познания — не объективных математических единиц, но индивидуального со-бытия с материальным миром, принципиально не сводимого к единице. Мысль, где-то на границе академической и бытовой философии, находила опору в живописном языке гораздо более прочную и свободную, нежели в слове. Строго говоря, «живописный язык» — это идиома, так как визуальный образ в принципе невозможно привести к порядку, к грамматической ясности языка. Но этим и хороша идиома: она податлива, пластична, рефлекторна.  

В сообществе «Безнадежных живописцев» ходили устойчивые языковые фигуры. В работах Станислава Короленко можно обнаружить их следы. Например, абстрактные полотна определенно несут наследственные черты модернизма, Синего всадника или, если еще точнее — Василия Кандинского. Другое дело, что в полотнах петербургского художника музыкальные тона более приглушенные (среди искусствоведов и любителей ходит такое поверье: смешанная палитра есть ни что иное как следствие северной насмотренности, исходной угрюмости северного пейзажа). Но в корпусе работ Станислава Короленко есть и абстракции конструктивистского толка, и результаты переосмысления авангардной решимости. Интересно, как наследие авангарда здесь переплетается с фигуративной формой: в работе «Отстаивание красной» (2001) материя, изображенная на холсте, проявляет абстрактную природу медиума, отсылая к супрематистскому вызову гравитации. В узнаваемых фигуративных образах прослеживаются отголоски дадаистского вызова, нарочитой беспечности фовизма и непредвзятости аналитического кубизма. В манере письма можно разглядеть тысячи референций, и большая часть — к давно ушедшей эпохе модернизма. 

В самой мастерской художника царит прошлое, запечатленное в неизменном сочетании характерных запахов высохшего антикварного дерева, плохого водопровода, масляных красок, растворителя и парфюма из нулевых. Эта цитадель представляет собой своеобразный неформальный музей, в котором хранится множество вопросов, неисчерпаемых и заархивированных, замороженных в той форме, в которой они были поставлены в постсоветское время.

Выставка «Вибрации» выносит к зрителю открытый архив, воскрешая время оживленных споров, внутренних событий в отношениях художника и его работы. Внезапные линии, фигуры, цветовые пятна в пределах полотен, внешние черты суть отражение внутреннего мира. Человек с его характерными ритуалами, маршрутами, с философскими монологами под рюмку, с причастностью особой петербургской среде предстает в иной, отстраненной ипостаси. На поверку она оказывается наиболее красноречивой, транслируя заряд надмирного бытия, подлинно романтического мироощущение, в котором созерцание сплетается с необходимостью выдержать, выстоять человеческое. 

Экспозиция открыта в галерее «Сети» (улица Рылеева 17-19) до 16 апреля. Вход свободный.


Об авторе:

Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.

Telegram | ВКонтакте


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: