В выставочном зале «Домик Чехова» открывается выставка Анатолия Зверева. И это не дежурный показ раритетов, а мультимедийное шоу, которое представляет нам мир одного из самых мощных художников ХХ века.



Об Анатолии Звереве, умершем в возрасте 55 лет в 1986 году, доподлинно известны две вещи. Он был гениальным рисовальщиком и он страшно пил. Знаменитое зверевское пьянство (так же, как пьянство его любимого Саврасова) стало частью романтического образа «свободного художника».

Его друзья, покровители и те, кто просто принимал этого растрепанного бродягу, видели, что пьяный романтизм — оборотная сторона саморазрушения. Но вместе с тем они понимали: достичь такой свободы, полета, экспрессии можно только сильно разогнавшись. У кого-то этот пролет — в генах (например, у Пикассо, который, кстати, очень высоко оценил Зверева), у других — в сумасшествии (у Ван Гога), для нашего героя он проходил на алкогольных парах.

Можно долго рассуждать о влиянии алкоголя на судьбы русской интеллигенции. Но в случае Зверева это будут досужие банальности: ну да, пил, ну да, бомжевал — мало ли пьяниц на наших просторах. Но любили и ценили его, конечно, за другое: за талант схватывать облик одной линией, за эмоциональный накал росчерков, за силу ассоциаций и метафор (в том числе и в речи).

 Его, что показательно, любили женщины. Те, к которым он обращался: «Садись, детуля, я тебя увековечу!». И, правда, увековечивал: зверевские портреты — это невероятный сплав очень личных, интимных чувств и атмосферы 70-х (с кухонными разговорами, дачными посиделками, чтением стихов и песен под гитару). И сколько бы ни говорили о его вещицах, написанных буквально за стакан водки, в минуты трезвого прозрения из-под кисти Анатолия Тимофеевича выходили шедевры, достойные классиков.



В пору бурного капитализма 90-х зверевские рисунки наводнили арт-рынок — за ними охотились русские и западные коллекционеры. И не случайно: Зверев при всем его нон-конформизме (не идейном, а жизненном) — невероятно изящен и по-аристократически благороден. Что называется, отлично смотрится на стене.

Знатокам и экспертам приходилось разгребать завалы подделок и второсортицы. Лишь после того, как галерист Полина Лобачевская устроила в Третьяковке огромную выставку его работ — ажиотаж уступил место вдумчивому изучению. На этот раз уже в качестве хозяйки «Домика Чехова» Полина Лобачевская «дает Зверева» в антураже XXI века — века тиражирования и мультимедиа.

Поэтому выставка строится на двух важных принципах. Во-первых, жесткий отбор. Здесь всего 23 работы — 8 автопортретов (на первом этаже) и 15 «детуль» (на втором) — все на вес золота. Во-вторых, в двух залах показывают два фильма, специально созданные для проекта. Документальную картину известного режиссера Валерия Золотухи («Мусульманин») с жизнеописанием Зверева и ностальгическую зарисовку «АЗ». Всем, кто ценит новаторство на стыке музейного и галерейного искусства, кому интересна культура ХХ века и ее герои, ну, или кто просто неравнодушен к отличной живописи, — идти обязательно.

«Садись, детуля, я тебя увековечу». Анатолий Зверев с 4 декабря по 14 февраля