Историю ХХ века мы часто восстанавливаем по фотографиям, ставшим «знаками эпохи». Но каждый документальный кадр – это прежде всего взгляд конкретного мастера.

В Фотогалерее «им. Братьев Люмьер» открывается персональная выставка Эммануила Евзерихина «Время парадов». В 1926 году никому не известный пятнадцатилетний юноша начал работать внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС». Восемь лет спустя Эммануил Ноевич – уже маститый фотожурналист – освещал политические конгрессы и съезды. Его снимки украшали первые полосы газет и журналов 30-х годов, но Евзерихин не был «светским хроникером при красных монархах». Он снимал большие серии фотографий о московских стройках и арктических экспедициях, спортивных парадах и массовых праздниках. В качестве военкора капитан Евзерихин участвовал в обороне Сталинграда, освобождении Ростова-на-Дону и Таганрога, взятии Кенигсберга. Многие его военные фотографии стали хрестоматийными: молодежь будет сильно удивлена, обнаружив на выставке снимки из учебника истории.

Сейчас старинные фотографии в моде, и подобные выставки уже не редкость. Но «Время парадов» – уникальный проект. Во-первых, в экспозиции только подлинные авторские отпечатки 30 – 40-х годов из личного архива мастера. Во-вторых, наряду с классическими кадрами выставлены никогда ранее не публиковавшиеся репортажные снимки и жанровые зарисовки, которые мэтр снимал «последним кадром» для себя. Но главное – пересмотрев сотню фотографий, сделанных одним человеком, зритель наконец понимает, где кончается история и начинается личное отношение художника к происходящему.