Из всех столичных художественных ярмарок на протяжении многих лет «Арт-Москва» была самой интересной, но абсолютно нерентабельной. В этом году все может измениться. Примерно год назад на рынке современного искусства произошла революция. В конце марта 2002 года с аукционных торгов было распродано самое крупное собрание современного российского искусства – знаменитая коллекция Инкомбанка.

Состоятельные граждане, сравнив затраты на приобретение картин и прочих художественных объектов с доходами от их последующей реализации, серьезно задумались. Чтобы показать хороший пример потенциальным собирателям и инвесторам, в рамках «Арт-Москвы» подготовлен специальный проект «Современное искусство в частных коллекциях».

В экспозиции очень разные произведения из 5 единоличных и одного корпоративного собрания. Ольга Слуцкер собирает современную западную фотографию, а Дмитрий Коноваленко, напротив, собирает только российское искусство. «Главный принцип моей коллекции – чтобы работы были красивыми и их можно было повесить на стенку. Эпатажность некоторых произведений для меня не принципиальна. Например, работа Дубосарского и Виноградова «Последняя осень» была выбрана просто из-за размера», – честно говорит коллекционер.

Михаил Алшибай собирает исключительно работы современных, но забытых или малоизвестных художников. Наталья Иванова отдает предпочтение новому академизму, в то время как Паола Мессана признается, что ее коллекция «совершенно не связана со знанием самого искусства». Коллекция компании Proma формируется на совсем иных принципах: «Купив однажды фальшивого Саврасова, мы поняли, что это не вариант.

От современного искусства исходит ничуть не меньший резонанс. То же удовольствие обладать, смотреть и наслаждаться». Кстати, польза от него не только моральная. В 1993 году Инкомбанк выкупил у наследников Малевича три полотна и обширный архив художника за 0 тыс., а в 2002-м один только «Черный квадрат» продали за миллион.

«Арт-Москва». «Парк культуры». Ул. Крымский Вал, 10. 238-96-34, 238-98-43. 22–27 мая

 

«Арт-Москва». Все и сразу

Ярмарка современного искусства – это 36 галерей, национальные и региональные выставки, семинары, лекции, мастер-классы. О самых интересных проектах – подробнее. «Art Judgment Show», инсталляция.

Куратор: Борис Гройс (Германия)

Профессор философии школы искусств задавал своим студентам вопросы о роли художественного творчества в жизни человека. Ответы поразили: оказывается, молодежь лучше усваивает нaстроения и эмоциональные клише своего поколения, нежели те интеллектуально-художественные традиции, которым их учат. Диалоги записаны на пленку, которую покажут всем желающим.

Швейцарский проект «Прозрачность – Абсолют».

Куратор: Олег Кулик

Работы художников развешаны на черном бархатном фоне. Они освещены рассеянным светом, как бриллианты в ювелирных коллекциях. Зрители близко к произведениям подойти не могут – мешает прозрачная стена между ними. При этом зрители освещены сверху направленным светом так, что постоянно отражаются на поверхности стеклянного препятствия.

«21 минута».

Выставка современного эстонского искусства. Куратор: Сирье Хельме

Видео стало визитной карточкой эстонского искусства еще в 1990 году. Приход нового поколения позволяет говорить о расширении видеопространства и об обновлении видения, о единой эстонской традиции. Но конкуренты у видеохудожников появятся не скоро. По крайней мере в Эстонии.

«Polska Marka/ Польска Марка». Куратор: Ева Горждек

Представлены работы 10 художников. Видео, живопись, фотография, предметы и объекты, цифровые технологии – все, чем сильно современное искусство Польши.

«Артфлеш». Международный фестиваль компьютерного искусства. Галерея Марата Гельмана

На конкурс, объявленный в конце прошлого года, было прислано около 700 работ из России, стран дальнего и ближнего зарубежья. Диапазон простирается от традиционной мультипликации, решенной в технологии флеша, до небольших программ, несущих художественный смысл.

«Искусство должно принадлежать».

Проект галереи «Ковчег». Кураторы: Юрий Петухов, Сергей Сафонов, Дмитрий Смолев

«Ковчег» занимается не только старым искусством, но убедиться в этом будет нелегко. В этом году стенд галереи работает в режиме выставки одной работы, причем экспозиция обновляется каждые два часа. Случайный посетитель, забежавший в ЦДХ на полчаса, вряд ли оценит богатство материала, с которым работают галеристы.

Проект галереи наивного искусства «Дар».

Куратор: Сергей Тарабаров

После 1997 года галерея не участвовала в художественных ярмарках. Однако времена меняются. «В «Арт-Москве» мы просто участвуем, не демонстрируя амбициозного проекта. Может быть, в будущем мы покажем что-нибудь необычное, а пока – чисто рабочее участие. Нужно зарабатывать деньги для наивного искусства и наивных художников», – объясняет Сергей.

«Аrtbook»

Ежегодная ярмарка книг по искусству, дизайну и архитектуре. Сотни прекрасных изданий по гуманным ценам.