В ближайшую неделю открывается самая авторитетная ярмарка современного искусства «Арт-Москва». В этом году она повернулась в сторону технического прогресса продвинутые художники ушли в виртуальную реальность.

«Арт-Москва» в Доме художника — это, конечно, ярмарка, где продают и покупают галерейные плоды. От всех других денежных вернисажей она отличается строгостью подхода — здесь только актуальные вещи, никаких салонных сувениров и обоев для стен. В этом году отбор прошли 36 галерей из 14 стран (есть гости из Тайваня и Японии). Среди московских игроков — как постоянные члены элитного арт-клуба (вроде «Айдан-галереи» или XL), так и новые игроки, активно ворвавшиеся на сцену в прошлом сезоне. Например, галерея Полины Лобачевской или «Е.К. АртБюро». Есть вообще «темные лошадки» — типа богатой Frolov Gallery.

Впрочем, все эти статистические выкладки никого не волнуют. Главное, что на одном этаже ЦДХ можно увидеть сливки арт-хозяйства. Вы не сходили в «Гараж» на инсталляцию модной группы «АЕС + Ф»? Тогда ступайте на стенд «Триумфа» — там они явно будут. Не видели громкую выставку Франциско Инфанте в Третьяковке? Добро пожаловать к Полине Лобачевской – это ее любимый художник. Хотите видеть, что такое «панъевразийское искусство»? Будьте у стен «Якута». Кстати, не стесняйтесь выражать свое отношение (вплоть до негодования) — на ярмарке не бывает классиков, только современники.

Все в сеть
Так уж повелось на «Арт-Москве», что помимо собственно галерейных стендов здесь устраиваются специальные проекты. Не для продажи, а для просвещения публики. В этот раз затея на самом пике технического прогресса: медиализация. Показ того, как искусство уходит в медиа.

Речь не просто о торговле картинами через интернет или производстве гламура через Photoshop. Все намного серьезнее. Например, музей Folkwang из немецкого города Эссена привозит в Москву три виртуальные выставки. Одна из них — о рок-звездах, другая — о городском пейзаже. Предполагается совсем не видеоотчет, а полномасштабная экспозиция, буквально обволакивающая зрителя. Как говорится, почувствуйте будущее — когда, судя по всему, люди перестанут ездить по миру ради выставок. Выставки будут оцифровываться и переезжать из страны в страну в виде медиаинсталляций.

Куда еще технологии заведут художников – об этом показ Techno Russia. Кисточки и масляные краски — давно анахронизм. Даже видеокамера уходит. Куратор Антонио Джеуза (большой специалист по части видеоарта) предлагает взглянуть, что теперь выбирается в качестве артистических инструментов и материалов. Если говорить коротко, сегодня, чтобы стать современным художником, нужно поступать не в Суриковский, а куда-нибудь в Бауманку, на факультет информатики.

Вопрос полов
И все же вечные ценности остаются. В море цифр и экранов они всплыли неожиданно — мужчина и женщина. Удивительно, как на ярмарке появилась волнительная тема: взаимоотношения полов, их метаморфозы и симбиозы. Так, например, вся экспозиция галереи Полины Лобачевской называется «Дамы и кавалеры» — три художника (МАБРИ, Франциско Инфанте и Наталья Северцова) представляют три варианта «мужественности» и «женственности». Будь то уносящиеся ввысь супергерои конца ХХ века, светские матроны в театре начала столетия или хрупкие девушки, закованные в броню большого города вне времени и пространства.

После этого есть смысл отправиться в галерею PhotoLab, где выставлен арт-проект Karakal Girls — портреты женщин-солдат израильской армии (некоторые из этих мегер, между прочим, до службы были профессиональными балеринами). Или лучше пойти к «Царице-Колокольчику» Елизаветы Березовской. Вы попадете внутрь цветка, который одновременно является лоном, женской утробой. О том, что там будет происходить, рассказывать не станем — пропадет интрига. Впрочем, вся «Арт-Москва» — это большая интрига.