В ЦДХ открылась выставка номинантов «Премии Кандинского». Это одна из самых престижных премий по современному искусству. Победителей объявят только в декабре. Пока же мы решили устроить арт-тотализатор. Специально для «Ваш досуг» ставки на самых перспективных художников делает арт-критик Игорь Гребельников.

«Премия Кандинского» в этом году проходит в четвертый раз и уже сумела добиться самого широкого паблисити. Это заслуженно. Во-первых, призовой фонд – 57 000€. Мало ли? Столько художникам в нашей стране еще не подкидывали. 40 000€ за победу в главной номинации «Проект года», 7000€ – лучшему молодому художнику и 10 000€ – лидеру в таинственной номинации «Медиа-арт. Проект года». Во-вторых, два года назад «Премия Кандинского» сумела громко оскандалиться, когда художником года оказался Алексей Беляев-Гинтовт, придерживающийся ультраправых взглядов (обычно истеблишмент современного искусства предпочитает «левых» художников). В-третьих, в жюри задействованы влиятельные персоны зарубежного арт-мира, а это повышает статус. Ну и, конечно, важна интрига: победителей жюри выбирает тайным голосованием декабрьским морозным вечером перед самым вручением призов. В прошлом году на церемонию вручения, которая проходила в «Барвихе Luxury Village», гостей доставляли с Белорусского вокзала на литерной электричке – чем не приключение? Итак, на свой страх и риск выделим фаворитов.


Номинация «Проект года-2010»

Претендуют 23 художника и творческих объединения

70%: АЕС + Ф. Самая успешная российская арт-группа последних лет, мастера громких и крайне зрелищных проектов. Два сезона подряд участвовали в Венецианской биеннале. В 2009-м на выставке Unconditional Love показали грандиозное видео «Пир Трималхиона». Этим летом оно не на шутку загипнотизировало многих посетителей «Гаража», включая фронтмена U2 Боно. Там было на что засмотреться. На девяти закольцованных проекциях разворачивалось действо эротического характера: персонал и гости пятизвездочного курорта поглощены массажем и прочими взаимными знаками внимания. Все это как бы метафора бездумного гедонизма, в которой пребывает современное общество. АЕС + Ф много выставляются на западе и востоке и в этом смысле как никто другой из российских художников влияют на «ситуацию в современном российском искусстве» – именно это и поощряет «Премия Кандинского». «Пир Трималхиона» вполне может быть «Проектом года-2010».

10%: Александр Бродский – титулованный архитектор, собирающий награды как актуальный художник.

10%: Игорь Мухин – наш любимый фотограф, мастер черно-белого репортажа.

6%: Группа « Синие носы–» авторы самого громкого арт-скандала последнего времени с фотографией целующихся милиционеров.

4%: Наталья Турнова – единственная художница в тяжеловесной мужской номинации.


Номинация «Медиа-арт. Проект года-2010»

Претендуют 10 художников и объединений

95%: Глеб Косоруков. В этом году Глеб Косоруков стал единственным художником, попавшим сразу в две номинации – «Проект года» и «Медиа-арт-проект года». Его инсталляцию «100 стахановцев» впервые показали в Питере – этим летом она открыла новое арт-пространство «Ткачи» (здание бывшей ткацкой фабрики будут развивать, как наш «Винзавод»). На примере «100 стахановцев» можно представить, что организаторы «Премии Кандинского» понимают под «Медиа-арт-проектом». Сто гигантских портретов шахтеров, только что вышедших из забоя, расставлены в темном пространстве в виде лабиринта, по которому нужно двигаться зрителю. При приближении к фотографии вспыхивает свет. Очень эффектный аттракцион. Зритель как бы оказывается с шахтерами в одной темной и зловещей атмосфере, им примерно одинаково п риходится ориентироваться в темноте. В прочем, портреты шахтеров и сами по себе хороши без всяких спецэффектов: Косоруков – фотограф с большим опытом.


Номинация «Молодой художник»

Претендуют 12 художников и объединений

40%: Григорий Ющенко. Самый настоящий арт-хулиган. Григория Ющенко, тщедушного парня с манерами трудного подростка, пора бы наградить «Премией Кандинского». Тем более что он уже выходил в ее финал в составе арт-группы «Протез» – немало для молодого художника. Его выставка «Против наркотиков» в Санкт-Петербурге была закрыта по требованию сотрудников Госнаркоконтроля. А художника и его работы подвергли соответствующим экспертизам, но, видимо, ничего не нашли. Григорий Ющенко называет свой стиль в искус-
стве «Экзистенциальным трэшем». Как правило, его картины – зрелище не для слабонервных и уж точно не для тех, кто младше 16: слишком много мата и непристойных изображений. Однако взрослым зрителям в его работах есть что посмотреть и что почитать. Главное, чтобы сам художник от повышенного к его работам внимания не обуржуазился, а то ведь тогда из арт-хулиганов останется лишь группа «Война», демонстративно игнорирующая всяких там Кандинских.

40%: Татьяна Ахметгалиева. Молодая художница из Кемерово, последние годы проживающая в Санкт-Петербурге, показала на площадке «Старт» «Винзавода» проект «Стадия куколки». Два монументальных панно с вышитыми на них персонажами, от которых на пол в клубки тянутся красные нити. Проект посвящен Сибири и воспоминаниям художницы: ее «нити Ариадны» выводят из небытия глубоко личные образы. «Стадия куколки»
так и просится в категорию «женского искусства». Отчасти оно так и есть, однако Татьяна Ахметгалиева не перегибает с феминизмом, зато легко справляется с жанром большой инсталляции. Молодая и уверенная в своих силах художница – это уже победа.

10%: Группа Recycle – визитной карточкой этого коллектива стали скульптурные урны с человеческими лицами.

10%: Андрей Кузькин – странно, что уже признанный всеми галереями неформал, ходит в «молодых».