Дальний Восток тема романтичная и загадочная. В Москве одновременно проходит несколько выставок, посвященных Японии и Китаю, многие из них  через призму истории. VashDosug.ru подготовил краткий обзор.

«Марк Рибу. Избранное»

Один из легендарных европейских фотографов ХХ века, соратник Картье-Брессона и член агентства «Магнум», стал одним из первых репортеров, попавших в Китай после культурной революции. 

Древняя страна, перекошенная политикой, изменение привычного образа жизни, но при этом необыкновенная поэтичность окружающей природы  — вот сквозные темы его китайских кадров. Он возвращался в эту страну несколько раз.

На выставке также представлены снимки, сделанные в его поездках по Индии, Камбодже, Непалу, Китае, Турции, которые он посещал в течение нескольких десятилетий. В них он пытается найти характерные темы и символы, в том числе религиозные, которые передают представление об этих землях, не забывая отражать повседневный быт и исторические события.

  • Галерея К35, до 3 апреля

«Панорама империй. Путешествие на Восток наследника цесаревича Николая Александровича в 1890–1891 годах»

Другой путешественник смотрел на те же края, но совсем другим взглядом и в иных обстоятельствах. Цесаревич Николай Александрович, будущий царственный страстотерпец Николай II, потратил триста дней на поездку через Египет, Индию, Яву, Цейлон, Сиам, Китай, Японию и Владивосток.

11 залов Большого царицынского дворца наполнены тысячей с лишним экспонатов — роскошными подарками, преподнесенными наследнику, костюмами и предметами из стран, в которых он побывал, многими диковинками. Тут, например, есть гигантская японская кукла — это портрет гейши О-Мацу в натуральную величину, с которой Николай «был знаком лично». Говорят, этот подарок был сделан по инициативе японского императора после неудачного покушения на цесаревича: один самурай дважды ударил русского гостя мечом по голове. Будь этот японец более умелым воином  — ход нашей истории мог бы пойти совсем по-другому... Еще из этой поездки Николай, по легенде, привез роскошную татуировку — но ее, конечно, нам (поскольку мы ни Матильда Кшесинская, ни Александра Федоровна) увидеть не суждено.

  • Музей-заповедник «Царицыно», до 25 мая

«Зерцало вкуса в сезон перемен»

Японскую фотографию периода Мэйдзи будут показывать в Музее Востока в конце марта. Эта эпоха пришлась на 1868-1912 годы, став переломной в истории Японии — временем, когда островное государство нарушило свою изоляцию и начало открывать для себя западные достижения.

Фотография стала одним из них. И на постановочных студийных кадрах, сделанных в маленьких японских фотоателье, можно увидеть множество характерных типов: самураи и монахи, домашние хозяйки и гейши, обитательницы чайных домиков, странствующие паломники, акробаты и актеры. Камера стала одной из технических новинок, с помощью которых люди новой Японии спешили выйти в новый мир и рассказать о себе. Теперь же эти снимки с поблекшими матовыми красками превратились в документальные свидетельства об ушедшем прекрасном времени.

  • Музей искусства народов Востока, с  23 марта по 30 мая

«Самураи: Art Of War»

Популярная выставка уже гастролировала в 2008 году в Москве, затем побывала в Сочи, а теперь снова работает в столице. Относится к ней стоит не как к собранию редких и уникальных предметов декоративно-прикладного искусства Японии, а как к передвижному шоу со множеством аттракционов на тему Востока.

Обещанная в рекламе 3D панорама оказывается какой-то небольшой, доспехи — собранными из деталей от разных комплектов, и не всегда одного и того же века, кимоно — подозрительно новенькими. Зато здесь проводятся показательные мастер-классы по восточным единоборствам (причем именно в том формате, который может заинтересовать маленьких детей), устраиваются чайные церемонии, играют мускулистые барабанщики, читают лекции по истории кукол и кимоно. Если не принимать участие во всей этой феерии, цена за билет кажется немного высоковатой.

  • Арт-центр «Ветошный», до 25 мая

«Дорогами дружбы — Сунь Ятсен, Сун Цинлин и Россия»

Китай для нас — страна менее романтизированная, чем Япония, возможно, из-за общего коммунистического прошлого. Однако вспомним те времена, когда и коммунизм был романтичным — первые годы революции, кожанки, наганы, независимые женщины.  Восточный колорит есть у этой эпохи. Быший Музей Революции на Тверской улице показывает выставку, посвященную Сунь Ятсену, первому китайскому революционеру-демократу, и его изящной, но весьма энергичной супруге Сун Цинлин.

Среди трогательных экспонатов — фотокарточка, на которой снялись девочки-«босоножки», ученицы Московской государственной студии Айседоры Дункан. Дарственная надпись гласит: Первой гражданке Свободного Китая Сун Цинлин с глубокой благодарностью за прием в Ханькоу в исторические дни января 1927 года.

  • Музей современной истории России, с 11 марта по 3 апреля