В Московском центре искусств открывается выставка детских люлек, санок и прялок. Коллекция Михаила Васильевича Сурова, превышающая 100 тыс. экспонатов, – результат более чем 20-летней поисково-исследовательской работы на территории вологодских земель. Случай уникальный: частная коллекция представляет огромную научную ценность. В ней есть все возможные типы младенческих колыбелей – благо их всего четыре. Первый – зыбка в виде сужающегося книзу деревянного ящика с двумя дужками для подвешивания, второй – деревянная рама, обтянутая холстом, третий – лубяные короба с сетчатым дном,  четвертый – плетеные зыбки, напоминающие корыто. Люльки из холстины бытовали в Центральной России, плетеные колыбели – на юге, а добротные деревянные зыбки – изобретение крестьян русского севера. Но, несмотря на бедность конструктивных решений, двух одинаковых люлек не существовало даже тогда, когда они висели в каждой избе. Зато приметы и обычаи, связанные с колыбельками, одинаковы от Ревеля до Томска. Например, бабам категорически запрещалось качать пустую люльку (от этого могла родиться двойня). Зато бездетная пара могла обзавестись потомством, положив чурбан в колыбель, – из такого полена непременно рождался мальчик Лутонюшка. Чтобы спасти младенца от дурного глаза, над колыбелькой вешали иконку, под нее укладывали веник, а на стенках рисовали кресты и «подземное солнышко» – оберег от ночной нечисти. Некоторым разнообразием отличались только росписи на северных колыбельках. На олонецких люльках преобладали растительные орнаменты, на вологодских – языческие обереги, а на зыбках с Северной Двины изображались сцены из крестьянской жизни. Если потомство потребует такую же, припугните его забочником – духом, ворующим капризных детей.

И если пойдете на выставку с детьми, не задерживайтесь долго у стендов с прялками. Раньше эту крайне полезную в хозяйстве вещь красные девицы получали в подарок от добрых молодцев, снабжавших презенты нецензурными текстами о преимуществе добрачных связей. От санок тоже лучше держаться на удалении – если чадо запросит такие же, а вы долото в последний раз видели на картинках, возможен педагогический кризис. Лучше всего начать осмотр с коллекции зыбок: детям, которые ходят по выставкам, люлька уже без надобности.

Декоративно-прикладное искусство из собрания  Михаила Сорова (Вологда). Московский центр искусств. «Кузнецкий Мост». Неглинная ул., 14.  923-78-63, 924-88-72. 22 июля – 20 августа