В залах на Остоженке открывается грандиозная выставка, посвященная Чарли Чаплину. Она о том, как рождался образ маленького бродяги — один из главных в кино ХХ века.

 
Проект «Чаплин в картинках» подготовлен тем же швейцарским куратором Сэмом Стурдзе, который привозил в Москву «Гранд-парад», посвященный Феллини. И уже можно предугадать, что нас ждет. Господин Стурдзе создает роскошные коллажи из фотографий, нарезок из фильмов, архивных альбомов и прочих «картинок». Тут не стоит искать какой-то хронологии, биографии или рассказа «что сначала, а что потом». Здесь идет речь о мифах и масках ХХ столетия.
 
В случае с Феллини это был миф о воображаемом мире итальянского кино. Великий режиссер предстал художником в прямом смысле этого слова — в центре экспозиции оказался феллиниевский альбом рисунков с теми же (и даже более смелыми) фантазийными образами, которые потом перекочевали на экран. Пышнотелые проститутки, бродячие циркачи, похотливые священники, праздные гуляки, папарацци и похмельные селебритис — все сливалось в один большой карнавал, который обрушивался на зрителя с экранов, подвешенных самым прихотливым образом.
 
 
Сэр Чарльз Спенсер Чаплин показан в том же ключе. С той только поправкой, что весь проект концентрируется на одном образе и на одном герое — на великом мифе Чарли Чаплина. Человек-маска (недотепа, находчивый клошар, прохиндей с золотым сердцем) известен всем и каждому. Собственно, выставка и не пытается что-то изменить или, боже упаси, опровергнуть. Цель — придать мифу о Чаплине новые краски.
 
В качестве новости выступает уникальный Кистоунский альбом — фотоматериалы, рассказывающие о создании 25 короткометражек на лос-анджелесской студии Keystone. По ним можно проследить, как рождался чаплинский образ в 1914 году, и обнаружить, что Чарли не всегда был грустным маленьким бродягой. В первых фильмах он примерял маску далеко не сентиментального жулика, соблазняющего жену соседа и склонного к подлости и клептомании. 
 
Особое внимание обратите на экраны, где будут показаны малоизвестные киноматериалы. Изъятый 8-минутный эпизод из «Огней большого города» с затянувшейся чаплинской репризой; картина 1918 года «Как снимать кино» (ироничный рассказ о закулисье съемок); наконец, фильмы «домашнего производства», где седеющий Чаплин, окруженный детьми, повторяет свои знаменитые комические номера.
 
 
В том, что Чарли Чаплин не самая обычная кинозвезда, убеждают и его непростые отношения с Голливудом. Своего «Оскара» он получил только в 1972 году «по совокупности заслуг». При этом киноакадемики были уверены, что Чаплин на церемонию не явится (явился, и даже в котелке). Голливуд раздражал этот заносчивый человек-оркестр, отвергающий «фабрику грез» с ее менеджерами и четко распределенными обязанностями. Да и сам великий клоун так отчаянно противился звуковому кино, что перешел в этом сопротивлении все мыслимые границы — зато его первые слова с экрана в 1940 году были о свободе и ненависти к фашизму (и это при том, что в Америке предпочитали избегать политических тем).
 
К слову сказать, на выставке будет и особый раздел «Чарли умирает». Но не думайте, что это о смерти гения на фоне швейцарских лугов в городке Вевей. Здесь показано, как звук в кино погубил чаплинскую маску в последней картине 1940 года. Точнее, вписал ее в Вечность.