В Галерее на Солянке открывается «Выставка цвета граната», на которой можно погрузиться в волшебный мир Сергея Параджанова.

Анфан террибль советского кино, маргинал, гений, обманщик и виртуоз, Параджанов родился в 1924-м, а умер в 1990 году. Он выхватил самую сердцевину XX века, застал все самое страшное и самое невероятное. Однако никаких намеков на «суровую правду жизни» мы в его творчестве не увидим, потому что Сергей Параджанов создавал свой собственный мир. «Выставка цвета граната» станет для внимательного зрителя своего рода порталом, через который можно войти в это многомерное параджановское пространство.

Те, кто дружил с режиссером, а среди них были и Высоцкий, и Демидова, и Ахмадуллина, и Любимов, отмечают, что в нем сочетались совершенно противоположные вещи: хитрость и простодушие, патологическая скупость и неслыханная щедрость. Он постоянно дарил друзьям и знакомым свои работы, именно поэтому экспонаты пришлось собирать по квартирам и музеям всего бывшего Союза.

Здесь можно увидеть легендарные коллажи, материалами для которых могли стать консервная банка, драгоценная диадема, посуда, камни, старая газета. Будут на выставке шляпы, рамы, куклы — ведь Параджанов брался буквально за все, для него не существовало ограничений.

Разумеется, основное место в экспозиции займут фильмы режиссера. Зрители увидят не только зрелые картины мастера вроде «Цвета граната», «Легенды о Сурамской крепости» (этим в эпоху YouTube не удивишь), но и такие раритеты, как «Андриеш», «Цветок на камне» — ранние работы, которые не найти ни в соцсетях, ни на трекерах. Кстати, можно здесь будет увидеть и «Тени забытых предков», с которых началась международная слава режиссера.

Полное пренебрежение условностями было параджановским манифестом не только в искусстве, но и в жизни. Увлекая гостей или случайных собеседников разговором, Параджанов подчас сочинял самые невероятные истории, в которых вымысел было невозможно отделить от реальности. До сих пор, читая его биографии, невозможно понять, где реальный Параджанов, а где Параджанов-мистификатор. Однажды в ресторане «Баку» Параджанов ждал Беллу Ахмадуллину. Он подговорил швейцара, что как только прибудет поэтесса, он должен подойти к ней с вопросом: «Вы на поминки Параджанова?» Ахмадуллина упала в обморок. Возможно, такая страсть к эпатажу и сыграла с режиссером злую шутку, когда его в 1973 году отправили в тюрьму по редкой для того времени в СССР гомосексуальной статье.

Несмотря на то что Параджанов был женат и имел сына, ходили упорные слухи о его нестандартных сексуальных предпочтениях. Порой казалось,
что режиссер сам был их автором и распространителем. В своих фильмах мастер всегда стремился стирать гендерные границы, мужчины играли женщин, женщины мужчин. Попав на зону, он прошел через настоящие испытания: Параджанова 42 раза переводили из колонии в колонию, у него даже не было номера, так что когда вышел приказ об освобождении, его не сразу смогли найти. На свободу он вышел через четыре года благодаря письму, которое написали Брежневу зарубежные деятели культуры, среди которых были Феллини, Антониони, Висконти и даже Ив Сен-Лоран. Значительная часть выставки будет посвящена тюремным годам режиссера.

Создатели «Выставки цвета граната», а это проект по-настоящему авторский (кураторы — ВячеславШмыров, Катя Бочавар и Дарья Хан), стремились также найти следы параджановского присутствия в работах современных крупных режиссеров. Существует мнение, что Параджанов остановил поезд кинематографа, который запустили братья Люмьер, что стилистика миниатюр и стилистика монтажа, в которых работал режиссер, не могут иметь развития, а значит и последователей. Но вопреки этому влияние Параджанова прослеживается в работах Гринуэя, Хамдамова, Кьяростами. Кроме того, зритель познакомится с именами современных видеохудожников.

На выставке также представлены никогда не демонстрировавшиеся в Москве фотографии Юрия Мечитова — ученика и хроникера Сергея Параджанова. Когда-то режиссер заявил молодому грузинскому фотографу: «Хочешь стать великим — снимай великих. Снимай меня». Сейчас Мечитов широко известен не только как автор иконических изображений Параджанова, но и совершенно самодостаточный художник.

За последние 10 лет это уже пятая московская выставка, посвященная Сергею Параджанову. Однако впервые кураторы постарались, не фокусируясь на датах, фактах биографии и перечне работ, осмыслить роль Параджанова в современной культуре, проследить пути распространения его образов и подарить зрителям волшебную атмосферу его художественного мира.