Династия Лихтенштейнов, одна из немногих оставшихся на европейском престоле, правит в стране с xvii века. И все ее князья, начиная со второго, Карла Евсевия, поколение за поколением продолжают собирать лучшую мировую живопись.

В Москву приехали картины, которые хранятся в столице страны — Вадуце, а также в княжеском дворце, находящемся в Вене (в соседней Австрии), издавна принадлежавшем семье. Этот дворец до 2011 года был публичным музеем, однако теперь он закрыт для посещения, и попасть туда можно только по предварительной договоренности об экскурсии. Так что посетителям Пушкинского музея выпадет действительно уникальная возможность. Из 55 полотен «для затравки» мы выбрали 5 наиболее интересных.

Питер Пауль Рубенс. «Портрет Клары Серены, дочери художника» (около 1616)

Один из самых трогательных детских портретов в европейском искусстве изображает дочь художника в возрасте 5 лет. Ее матерью была первая жена Рубенса Изабелла Брант, которую мастер неоднократно писал, и сходство ребенка с этой красавицей очевидно. Девочка пристально смотрит в глаза зрителю — это было не типично для портретов того времени, но ясно говорит о близких отношениях между отцом и дочерью. Бедная Клара Серена умрет в возрасте 12 лет, и никто не узнает, какой красавицей она могла бы вырасти.


Питер Пауль Рубенс. Нахождение младенца Эрехтония. Около 1616

Всего на выставке можно будет увидеть 19 работ Рубенса — лучшие из почти полусотни полотен, принадлежащих Лихтенштейнам. Это не только портреты, но и картины на религиозные и мифологические темы. Одно из них посвящено Эрехтонию, легендарному младенцу из древнегреческой легенды. На холсте изображены три прекрасные афинские царевны и младенец, рожденный богиней земли Геей. Богиня Афина передала его царевнам в закрытой корзине и запретила на него смотреть, так как у него вместо ног были змеиные хвосты. Царевны нарушили запрет и открыли корзину — и от изумления сошли с ума и покончили с собой. Впрочем, на картине запечатлена только первая половина этой истории.


Антонис ван Дейк. Портрет Марии де Тассис. Около 1629−1630

Ван Дейк вошел в историю, помимо всего прочего, как придворный портретист английского короля Карла I — того самого, которому отрубили голову. Но помимо портретов британских принцев и аристократов художник писал и людей попроще. Впрочем, с той же царской роскошью. На портрете представлена Мария де Тассис, представительница семьи, которая в xv веке переехала из Бергамо в Голландию и учредила первую почтовую систему в Европе. Мария происходила из антверпенской ветви семьи, откуда традиционно выбирался императорский почтмейстер — мы бы сейчас сказали «министр связи Евросоюза».

Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Дары моря. Около 1640−1650

Снейдерс специализировался на роскошных натюрмортах, от которых текли слюнки и у аристократов, и у бюргеров. Йорданс, как и его близкий друг Рубенс, предпочитал мифологические сценки с большим количеством обнаженной натуры. Картина на выставке — редкий плод соавторства. Один мастер написал осетров, угрей, крабов, черепах и даже морских котиков. Второй — античных богов морских глубин: Нептун поддевает на свой трезубец камбалу, нимфы демонстрируют кораллы и жемчуга, тритоны трубят в раковины. А бог Меркурий сидит на горе рядом с Амуром и с любопытством все это разглядывает.

Питер Брейгель Младший. «Перепись в Вифлееме». 1607

Картины самого известного мастера из многочисленного семейства художников Брейгелей — Питера Старшего, всегда шли нарасхват. Поэтому у Брейгелей возникла целая мастерская по копированию популярных работ знаменитого родственника. Картина «Перепись в Вифлееме», например, воспроизводилась 13 раз, и у Лихтенштейнов находится один из самых удачных вариантов. Полотно по идее изображает прибытие Девы Марии и ее мужа Иосифа ради участия в переписи в город, где предстоит родиться Иисусу. Но пейзаж тут, конечно, не израильский, а родной голландский, с настоящими крестьянами, современными художнику.

Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского (544427)
Вы можете изменить этот текст