Факты о Джозайе Веджвуде, которые сделают для вас посвященную ему и названному его именем фарфору выставку «Непревзойденный Веджвуд» в Музее декоративно-прикладного искусства еще интереснее.

«Мы хотим показать Веджвуда не только как создателя высоких образцов прикладного искусства, но и как человека очень широких взглядов, чрезвычайно восприимчивого и живого», — говорит куратор проекта «Непревзойденный Веджвуд» Галина Борисовна Андреева. Взглянем так же на фигуру знаменитого предпринимателя и изобретателя и мы. Тем более что выставка в Музее декоративно-прикладного искусства — не только и не столько о знаменитом британском фарфоре, сколько об основателе фирмы, сделавшей его имя нарицательным, Джозайе Веджвуде. Вот пять фактов, позволяющих именовать Веджвуда непревзойденным.

1. Один из прародителей того, что теперь называется промышленным дизайном, мастер декоративно-прикладного искусства и художник-керамист Джозайя Веджвуд был еще и изобретателем. Он известен прибором под названием пирометр, или пирометр Веджвуда. Пирометры используют для измерения высоких температур там, например, где обычный ртутный термометр применить нельзя. Работа пирометра основана на постепенном сокращении объема глины при накаливании глиняного состава до различных температур. До этого, обжигая керамику в печи, работники «меряли» температуру чуть ли не собственным носом. Также Веджвуд один из первых попытался воспользоваться свойством хлористого серебра изменяться в цвете под воздействием света, чтобы получить фотографические снимки. Посуда из керамических масс, разработанных Веджвудом, не трескается на сильных морозах, ей не страшны высокие температуры, а четыре кофейные чашечки выдерживают поставленный на них «Роллс-Ройс».

2. Один из чайных сервизов, сделанных Веджвудом из изобретеного им особо тонкого «фаянса цвета сливок», привел в восторг королеву Шарлотту, супругу короля Великобритании Георга III. Узнав об этом, Веджвуд попросил разрешения использовать для его массы название королевской. Он получил это разрешение — и стал поставщиком королевского двора.

3. Время, в которое жил и работал Веджвуд, было годами, когда общество в очередной раз переживало увлечение античностью. Тогда внимание всего мира привлекали сенсационные раскопки итальянских Геркуланума и Помпей. Веджвуд решил использовать свой фарфор и фаянс для создания имитирующих древнегреческие расписных ваз. Он отправлял художников копировать античные формы и декор, а коллекционеры предоставляли ему, уже известному промышленнику и керамисту, античные шедевры для снятия слепков. «Античные» изделия Веджвуда тоже вошли в моду — и в моде по сей день.

4. Британский промышленник был не просто успешным и прозорливым, но и ответственным предпринимателем. Он выставлял и продавал свою продукцию в Лондоне, где к середине XVIII века проживало более десятой части населения страны. Веджвуд ввел в обиход печатные каталоги товаров, предоставлял услуги по их доставке и предлагал возможность возврата, если они оказывались «не соответствующими пожеланиям заказчика». Фактически это первая в истории гарантия качества продукции.

5. Веджвуд общался с величайшими людьми своего времени. Помимо покровительства британской королевской семьи, императрицу Екатерину II, известную поклонницу британской культуры, он называл своей своей великой покровительницей. На выставке можно увидеть предметы из знаменитого сервиза Веджвуда «Зеленая лягушка», который не появился бы без заказа из нашей страны. Сервиз, ныне хранящийся в Эрмитаже, был изготовлен по заказу Екатерины II для дворца, который строился на «лягушачьем болоте» в окрестностях Петербурга. К воплощению большого и важного заказа для великой покровительницы Веджвуд подошел со всем вниманием и ответственностью. Он привлек свыше 30 художников, которые изготовили около тысячи предметов, специально предназначенных для сервировки ужина и десерта. На каждом предмете сервиза есть изображение зеленой лягушки в рамке, имеющей форму геральдического щита.


Непревзойденный Веджвуд (549696)
Вы можете изменить этот текст

Выставка «непревзойденный Веджвуд» работает во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Делегатская ул., 3) до 1 февраля.