Латвийский Национальный балет не был в Москве со времен культурной программы Олимпиады-80. Потому к нынешним гастролям рижане отнеслись серьезно, как к выставке достижений местного балетного хозяйства.
 
В афише два спектакля, дающих полное впечатление о положении дел: классический «Корсар» и оригинальный «Опасные связи». Оба показывают по два раза, цены гуманны, к тому же гастроли Латвийского балета ныне такая же редкость, как гастроли, к примеру Хьюстонского, и когда такая оказия случится в другой раз, сказать нельзя – потому смотреть нужно непременно. 
Корсар. Балет Латвийской Национальной оперыЛатвийский балет не может похвастать давними традициями, зато гордится аристократическим происхождением. Когда в российских широтах разразилась революция, плеяда специалистов Императорского Мариинского театра двинулась в Европу через Ригу и на какое-то время осела в Латвийской Национальной опере - именно так и родилась Рижская школа балета. Здесь трудился главный архивариус Мариуса Петипа, автор балетной нотации Николай Сергеев; по его хранящимся в Гарварде записям ныне сверяют «аутентичную классику». Легко догадаться, что насаждаемые им порядки были правильные. Как ни крути, эта школа воспитала тройку блистательных звезд - Михаила Барышникова, Александра Годунова, Мариса Лиепу.
Классический «Корсар», сюжету которого обзавидуются «Пираты Карибского моря», в Риге решен как балет-ревю с зажигательными гаремными танцами, томными одалисками и брутальными корсарами – даром, что балтийского происхождения. А «Опасные связи» - балет действительно эксклюзивный и потому предмет особой гордости этой труппы. Самый известный французский роман XVIII века, скандальные «Опасные связи» Шодерло де Лакло превратил в балет композитор Артурс Маскатс (он же – художественный руководитель труппы). Хореографию ставил номинант Бенуа де ля Данс (балетного Оскара) Кшиштоф Пастор, используя осовремененный классический танец. Авторы трактуют «Опасные связи» как вечную историю об отношениях между мужчиной и женщиной, любви, ревности, отчаянии и интригах, которую легко перенести на себя. Похоже, распутная французская аристократия времен буржуазной революции получится у рижан умеренной и аккуратной; насколько зрелище захватит – еще вопрос, но в смелости ей не откажешь.