Совсем скоро начнется Чеховский фестиваль со спектаклями Питера Брука и Деклана Доннеллана, канадским цирком, английским балетом – в общем, мало никому не покажется. А пока фестиваль не начался, стоит присмотреться к последним московским премьерам уходящего сезона.
 
В «Сатириконе» играют сразу два «ужастика» от Мартина Макдонаха – «Королеву красоты» и «Сиротливый Запад». В пользу первого – виртуозная работа Дениса Суханова, сыгравшего милую старушку Мэг, заедающую век собственной дочери. В пользу второго – то обстоятельство, что содержание «Сиротливого Запада» неизвестно буквально никому, кроме читающих по-английски, – в Москве пьеса еще никогда не ставилась. Скажу по секрету: речь в ней идет о жгучей ненависти двух братьев и тайной любви юной оторвы к деревенскому пастеру, безуспешно сеющему добро.
 
Вообще же, если вы любите черный юмор, сюжеты Достоевского и режиссуру Константина Райкина, стоит посмотреть оба спектакля – они играются в одной декорации, изображающей ирландский городок Линэн, и задуманы как дилогия. Можно поручиться: из театра вы выйдете с уверенностью, что ваша жизнь не так уж плоха, а ваши родственники – самые милые люди на свете.  
 
После «Сатирикона» самое время отправиться на Малую Бронную. Там в этом сезоне выходит уже третья аншлаговая премьера, так что слухи о неуспехе, сопутствующем этому театру последние пару десятилетий, сильно преувеличены. На этот раз свою премьеру здесь выпустил режиссер Константин Богомолов. Действие шекспировской комедии «Много шума из ничего» он перенес из Италии XVII века в Италию времен Второй Мировой. Поэтому Клавдио (Григорий Сиятвинда), Бенедикт (Михаил Полицеймако) и принц Арагонский (Сергей Перелыгин) одеты в черную нацистскую форму, а все действие происходит в черном саду дона Леонато, куда эти «фашиствующие молодчики» вламываются на постой.
 
Что из всего этого выходит? Достаточно забавный, хотя и сумбурный спектакль, в котором сцены любовных объяснений словно позаимствованы из немецких трофейных фильмов, молодые офицеры в тайне от начальства курят травку, а начальство тем временем обучает денщика советским песням.
 
В итоге военные обнаружат свою жестокую звериную сущность, но перевоспитаются под чарами благодетельной Геро (Дарья Грачева) и остроумной Беатриче (Анна Дубровская). Вместо традиционной свадьбы в финале раздастся звук трубы, и мальчики, позабыв невест, вновь зашагают по дорогам войны – увольнительная закончилась… 
 
Судьба другого шекспировского героя, римского военачальника, приобретшего славу в бою за город Кориолы, сложится не так удачно. Впрочем, «Кориолан» – трагедия, а в трагедии, как известно, счастливых развязок не предусмотрено. Увидеть сюжет этой малоизвестной пьесы Шекспира в интерпретации ученика Анатолия Васильева Игоря Яцко, можно будет на этой неделе в «Школе драматического искусства» (читайте интервью с Игорем Яцко).
 
А тем временем фестиваль «Черешневый лес» готовится высадить в Москве одно из самых экзотических своих деревьев – к нам приедет писатель, режиссер и художник, маг и чародей кукольного театра Резо Габриадзе со спектаклем «Локомотив» поэтичной историей о том, что паровозы не молчат, а дышат и даже задыхаются от страсти.
 
По Габриадзе, даже паровозы движимы не углем, а любовью. А вот Иван Вырыпаев, написавший в соавторстве с некой Антониной Великановой пьесу «Бытие №2»,  утверждает, что кроме любви человеку требуется что-то еще. Поискам этого «чего-то» посвящен спектакль театра «Практика», поставленный Виктором Рыжаковым. Сам Иван тоже появляется на сцене – как автор и как исполнитель задорных и не всегда приличных куплетов под гармошку.  

Если вы видели вырыпаевский «Кислород» или его же «Июль» с Полиной Агуреевой (все спектакли поставлены Виктором Рыжаковым), то понимаете, что без провокаций этот актер и драматург не может. А если не видели, то, тем более, стоит отложить все дела и, пока Москву не захлестнуло цунами приближающегося Чеховского фестиваля, отправиться на «Бытие №2» – один из самых сильных и спорных спектаклей новой драмы.