В первые недели сентября московские театры объявили свои планы на предстоящий сезон. Специально для читателей «Вашего досуга» мы собрали громкие театральные события, который пройдут в столице с сентября по январь. 

«ДЯДЯ ВАНЯ», «ТЕАТР НАЦИЙ»

вс 15 — вт 17 сентября
Перейти на страницу спектакля

«Дядя Ваня» — первая постановка Стефана Брауншвейга в России. К работе над чеховской пьесой руководитель парижского театра Одеон шел почти 30 лет. По мнению Брауншвейга ключ к современному прочтению «Дяди Вани» — экологическая тема. Чеховский герой доктор Астров, обеспокоенный неконтролируемой вырубкой лесов, оказался провидцем.  

«Чем больше мы разрушаем климат, тем к более глобальной катастрофе это ведет. У меня нет готовых рецептов, как исправить ситуацию, но надо будоражить умы, совесть, сознание всего человечества», — говорит режиссер.

Премьера спектакля состоится в рамках XIX Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». В спектакле примут участие Евгений Миронов, Юлия Пересильд, Елизавета Боярская, Виктор Вержбицкий, Анатолий Белый, Надежда Лумпова.

Другие планы театра:

20 сентября в Новом пространстве «Театра Наций» режиссер и перформер Владислав Наставшев представит программу «Новый мир», состоящую из песен на стихи поэтов XX века. Аранжировка Ивана Лубенникова придала песням Наставшева звучание электронных поп-гимнов. По словам автора, «эстетика условного синтвейва, с его суровой романтикой, показалась наиболее подходящей для обрамления поэзии XX века». 

А 21 и 22 сентября на малой сцене «Театра Наций» пройдет премьера спектакля «Наше всё… Тургенев. Метафизика любви». Идея постановки принадлежит Владимиру Кошевому и Сати Спиваковой.  В основе спектакля — одноименный киносценарий Сергея Соловьёва, работавшего в 1994 году над картиной о непростых взаимоотношениях русского писателя и французской певицы Полины Виардо. Фильм так и не был завершен. 

«ЗАНОС», ТЕАТР «ПРАКТИКА»

вс 29, пн 30 сентября
Перейти на страницу спектакля

Тексты Владимира Сорокина — серьезный вызов для режиссеров, поэтому спектакли по его пьесам пораждают повышенный интерес. На очереди — работа Юрия Квятковского, а поле боя — сцена театра «Практика». «Занос» — текст стилизация, который автор посветил Дмитрию Пригову с подзаголовком: «Что-то вроде пьесы». Сорокин предлагает новый взгляд на извечный русский миф о власти и насилии как движущих механизмах истории. Герои «Заноса» успешно встроились в общество, их мир — вечный праздник в роскошной подмосковной усадьбе, куда совсем скоро ворвется новая безжалостная сила. Чеховские мотивы в пьесе (бесконечные праздные разговоры накануне неминуемого краха) соседствуют с фантастической и при этом узнаваемой сорокинской Россией. 

На главную роль в постановке приглашены Максим Виторган, Николай Фоменко и Андрей Фомин. Совместный проект с Мастерской Брусникина.

Другие планы театра: 

29 и 30 ноября «Июльансамбль» выпустит на сцене «Практики» премьеру по пьесе Дороты Масловской «У нас все хорошо» в постановке Ивана Комарова. В ветшающем варшавском многоквартирном доме живут три поколения одной семьи — три женщины, продукты разных эпох. Между ними нет понимания, их миры никак не проникают друг в друга. Спектакль рассуждает о том, как история определяет настоящее, формирует культуру, быт, будущее и что станет с человеком или народом, который не помнит или стыдится предков.

«ПИНОККИО», «ЭЛЕКТРОТЕАТР СТАНИСЛАВСКИЙ»

чт 21 — вс 24 ноября
Перейти на страницу спектакля «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр»

Первые показы нового проекта Бориса Юхананова «Пиноккио» пройдут в конце осени на фестивале Нового европейского театра NET, но задолго до премьеры у зрителей была возможность подсмотреть, как создается спектакль на открытых репетициях. Они уже знают, что «Пиноккио» един в двух лицах: Светланы Найденовой и Марии Беляевой, а в остальных ролях занята почти вся трупа театра. Спектакль продолжает сказочную линию, начатую «Синей птицей», воплощаясь в виде мистерии и создавая пространство мифа, в котором новая процессуальность соединяется с традицией Commedia dell`Arte. 

Путешествие «Пиноккио» длится два вечера: первая часть — «Пиноккио. Лес», вторая — «Пиноккио. Театр».

Другие планы театра: 

В октябре в рамках фестиваля-школы «Территория» Электротеатр впервые представит на российской сцене оперу «Октавия. Трепанация» Дмитрия Курляндского и Бориса Юхананова (копродукция Электротеатра и Holland Festival). Это музыкально воплощенная рефлексия на тему тирании и насилия, которая находится на стыке музыки, инсталляции и театра. В фойе театра будет открыта инсталляция «Терракотовая армия».

«ПАЛАЧИ», «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»

чт 12 — вс 15 сентября
Перейти на страницу спектакля

Мастер черного юмора, Мартин Макдонах, описывает один день из жизни палача в 1965 году, когда в Англии была отменена смертная казнь. Для премьеры в «Гоголь-центре» Кирилл Серебрянникова подготовил собственную адаптацию пьесы, переместив место действие в Россию, где высшую меру отменили гораздо позже. Для режиссера, попавшего в абсурд судебной системы, постановка «Палачей» стала возможностью высказаться о самом «гуманном суде в мире».

«БОРИС ГОДУНОВ», АРТ-ПАРТНЕР XXI

чт 10 — чт 17 октября
Перейти на страницу спектакля

Новый спектакль Дмитрия Крымова покажут в здании Провиантских складов на Зубовском бульваре. В советское время в них располагалась автобаза Генштаба, и посетившему ее режиссеру запомнились лужи машинного масла, растекшиеся под уже не использующимися автомобилями. В одном из интервью Крымов сравнил их с кровью, которая все не высыхает, несмотря на то, что хозяев у машин давно нет, и они больше не ездят. Этот образ вдохновил Крымова на новую постановку с Тимофеем Трибунцевым в главной роли. На роль Василия Шуйского приглашен Михаил Филиппов, а в образе Марины Мнишек зрители смогут увидеть Ксению Раппопорт, Викторию Исакову или Паулину Андрееву, кому как повезет. В качестве реквизита в постановке будут использованы предметы из фондов музея.

Домыслы:

Пока никто не может гарантировать, что у спектакля будут еще показы после премьерного блока, поэтому лучше не рисковать и посмотреть «Бориса» в октябре. 

«НОРМА», ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ И МАСТЕРСКАЯ БРУСНИКИНА

ср6, чт 7 ноября
Перейти на страницу спектакля

Первой премьерой Театра на Малой Бронной станет совместный проект с Мастерской Дмитрия Брусникина «Норма». На этот раз прозу Владимира Сорокина будет покорять режиссер Максим Диденко в компании с драматургом Валерием Печейкиным, художницей Галей Солодовниковой, композитором Алексеем Ретинским и продюсером Светланой Долей. 

«Я впечатлен текстом, он — как сверло, которое вынимает метафизическую основу русского сознания. Понятие нормы с одной стороны статичное, но в то же время текущее: норма постоянно меняется, время течет, жизнь идет, мы меняемся и не замечаем, как нормой становится то, что какое-то время назад было невозможно представить. Русский человек привыкает порой к радикальным и ужасающим вещам, и хочется это исследовать», — говорит о выборе текста для постановки Максим Диденко

Другие планы театра:

Осенью Театр на Малой Бронной планирует еще две премьеры: Олег Долин поставит спектакль по пьесе Карло Гоцци, Кирилл Вытоптов выпустит на малой сцене «Слово о полку Игореве». Константин Богомолов в сезоне 2019/20 собирается дополнить репертуар тремя названиями, среди которых «Покровские ворота» по пьесе Леонида Зорина (премьера состоится зимой) и «Ифигения в Авлиде» Еврипида (май 2020 года). Помимо этого, режиссер начнет работу над романом «Война и мир» Льва Толстого. 

«ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ», ТЕАТР НА ТАГАНКЕ

сб 14, вс 15 сентября
Перейти на страницу спектакля

В сентябре в Театре на Таганке состоится российская премьера спектакля «Последние пять лет».

«Это откровенная история, основанная на личной драме композитора мюзикла, обладателя премии «Тони» Джейсона Роберта Брауна. Перед исполнителями главных ролей стоит сложнейшая задача – пересказать историю любви двух людей: от влюбленности до расставания. Зрители смогут посмотреть на знакомые ситуации со стороны и понять, что же может разрушить идеальные на первый взгляд отношения»,— рассказывает режиссер спектакля Алексей Франдетти.

Мюзикл выдержал множество постановок в разных странах, а в 2014 году историю талантливого писателя и начинающей актрисы экранизировали. 

«ГОРКА», ТЕАТР НА ТАГАНКЕ

ср 2, чт 3 октября
Перейти на страницу спектакля

Премьера трагикомедии «Горка» по пьесе Алексея Житковского в постановке Данила Чащина запланирована театром на октябрь. «Горка» признана лучшей пьесой 2018 года на фестивале «Кульминация».

«Горка» — смешная история про абсурд будней воспитательницы детского сада. Думаю, у многих из нас светлая ностальгия по детству смешана с грустными воспоминаниями. В этой двойственности и узнаваемости я вижу много юмора, но также и повод для размышления. Для меня этот спектакль про то, как опасны недобровольность и принуждение и как важно сохранить в себе человеческое»,— говорит режиссер о будущем спектакле.

«ЖИЗЕЛЬ», БОЛЬШОЙ ТЕАТР

чт 21 — вс 24 ноября
Перейти на страницу спектакля

По традиции театр оперы и балета не может обойтись без «Жизели»  история преданной любви в репертуаре встречается всегда и везде. Новую авторскую версию для Большого театра выпустит Алексей Ратманский, и, скорее всего, зрители полюбят ее не меньше прошлогодней его премьеры — балета «Ромео и Джульетта».

Другие планы театра: 

Еще одним интересным пунктом в планах Большого театра станет обращение к роману Михаила Булгакова. Балет по «Мастеру и Маргарите» для Большого поставит Эдвард Клюг. Рядом, на первой полосе, разместится перенос оперы «Дидона и Эней» Перселла из Экс-Ан-Прованса. Но главная новость сезона — возращение Дмитрия Чернякова. На 14 февраля запланирована премьера «Садко» в его постановке. Запомните, а лучше сразу сделайте татуировку: 14 февраля Черняков снова в Большом

«ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ», МОСКОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР 

чт 19, сб 21, пн 23, ср 25 сентября 
Перейти на страницу спектакля 

Опера Игоря Стравинского — еще один гость из Экс-Ан-Прованса. Каждый лишенный возможности путешествовать по зарубежным фестивалям театрал скажет — «побольше бы нам таких гостей». Режиссер Саймон Макберни создает яркую и желчную постановку на тему нравов, иногда чересчур прямолинейную, но достойную внимания. 

Другие планы театра:

Не оперой единой, но и балетом жив МАМТ. Об этом публике должен напомнить «Дон Кихот», поставленный не в привычной редакции Александра Горского, а в хореографии Рудольфа Нуреева. Премьера назначена на 25 октября. 

«ИНСПЕКТОР ПРИШЕЛ», ТЕАТР ИМЕНИ ПУШКИНА

сб 26, вс 27 октября
Перейти на страницу спектакля

Обращение к пьесе Джона Бойнтона Пристли для Театра имени Пушкина неслучайно: именно здесь в 1945 году состоялась ее мировая премьера. Спустя почти 75 лет она возвращается на сцену. Над постановкой работают режиссер Олег Пышненко и художник Максим Обрезков. На роль Инспектора Гула театр пригласил артиста «Сатирикона» Григория Сиятвинду, эту роль с ним разделил недавно принятый в труппу театра заслуженный артист России Владимир Майзингер.

Другие планы театра:

В этом сезоне театр празднует сразу две памятные даты: 105 лет Камерному театру и 70-й сезон Театру имени Пушкина. Такие цифры не могли обойтись без чудес и главным чудом сезона обещает стать завершающая часть «Брехтовской трилогии» Юрия Бутусова. К идущем в театре «Доброму человек из Сезуана» и «Барабанам в ночи» добавится «Мамаша Кураж».

«РЕВИЗОР», ТЕАТР ОЛЕГА ТАБАКОВА

чт 7, пт 8 ноября

Перейти на страницу спектакля

На сборе труппы ТОТ объявил о планах поставить «Ревизора». Роль Городничего в спектакле Сергея Газарова, как и 1991 году, исполнит сам Владимир Машков. Но, как обещают в театре, зрителей ждет не реконструкция легендарной постановки, а новая версия. В Московском Театре Олега Табакова стало доброй традицией вспоминать свои хиты и давать им вторую жизнь. Так, возращение на сцену художественного руководителя, Владимира Машкова, после долго перерыва в «Матроской тишине» вызвало зрительский ажиотаж и редкий для Москвы билетный дефицит.

Другие планы театра:

Также на сцене на «Сухаревской» выпустят спектакль «А.Н.О» по роману Агаты Кристи «Ten little indians», а на исторической сцене будет поставлена комедия Терри Джонсона «Ночь в отеле с Альбертом Эйнштейном и Мерилин Монро».

«ЙОКНАПАТОФА», ТЕАТР ИМ. МАЯКОВСКОГО 

декабрь 2019

Когда-то спектакль по пьесе Уильяма Фолкнера в постановке Миндаугаса Карбаускиса шел в Театра Олега Табакова. В романе, легшем в его основу, нет авторских ремарок, одни диалоги, но даже без описательной составляющий он отчетливо рисует выдуманный Фолкнером округ Йокнапатофа на Юге США. Видевшие первую версию вспоминают целый мир, уместившийся в подвале на улице Чаплыгина. Желание ТОТ (он же «Табакерка») вспомнить свои хиты оказалось заразным, и кто знает, возможно — к лучшему. Нова версия «Йокнапатофа» станет самой камерной постановкой Миндаугаса Карбаускиса в Театре имени Маяковского. В спектакле будут задействованы студенты его мастерской (ГИТИС) и артисты Театра Маяковского.  

Другие планы театра:

На январь запланирована премьера режиссера Анатолия Шульева «Старший сын» по одноименной пьесе Александра Вампилова (на основной сцене). В главных ролях: Игорь Матвеевич Костолевский (Сарафанов), Алексей Дякин (Бусыгин), Полина Лазарева (Нина). 

Обратите внимание: 

Вместо понедельника выходным днем с этого сезона в Театре имени Маяковского станет вторник. Теперь у зрителей появится возможность на один день продлить себе культурные выходные.

«КОШКА НА РАСКАЛЕННОЙ КРЫШЕ», МТЮЗ

пт 27, сб 28 сентября
Перейти на страницу спектакля

В Московском театре юного зрителя выйдет третий спектакль из Американской трилогии Камы Гинкаса — «Кошка на раскаленной крыше». Открывали трилогию два спектакля по пьесам Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» и «Все кончено». С новой постановкой по Теннесси Уильямсу их объединит общая тема — взаимоотношения между самыми близкими людьми и метаморфозы, которые может претерпевать любовь за годы семейной жизни.

Другие планы театра:

В чт 17 и пт 25 октября МТЮЗ представит еще одну премьеру на большой сцене — «Робин Гуд». За основу взята фантазия для театра по мотивам английского фольклора, придуманная и записана Леонидом Филатовым. В постановке примет участие половина труппы театра, а за штурвал огромного корабля встанет Александра Толстошева.

В ноябре на Малой сцене Марфа Горвиц выпустит спектакль по пьесе «Горка» Алексея Житковского, а в январе Олег Липовецкий представит премьеру по пьесе Герша «Эти свободные бабочки». Но самое неожиданное названий театр приберег на конец сезона. Создатель и режиссер независимого петербургского «Театра ненормативной пластики» Роман Каганович поставит детский спектакль по книге Анны Старобинец «Зверский детектив». Это не первое обращение Кагановича к текстам Старобинец, в прошлом сезоне он выпустил спектакль по автобиографической книге писательницы «Посмотри на него».

«ИГРОКИ», МАЛЫЙ ТЕАТР

вс 22 сентября
Перейти на страницу спектакля

Про премьерных «Игроков» в Малом театре с точностью можно сказать две вещи: во-первых, это будет традиционное прочтение классики, во-вторых, спектакль станет палочкой выручалочкой для детей, решивших побаловать мам и пап театром времен их юности.

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ ТЕАТРА ИМЕНИ ЕРМОЛОВОЙ 

Первой премьерой сезона станет спектакль по пьесе Александра Островского «Светит, да не греет». Поставит ее выпускник Мастерской Кудряшова — Филипп Гуревич. Подчеркивается, что это будет авторская версия и значит можно надеется на неожиданную трактовку. Но главные планы театра не в этом.

В декабре Валерий Фокин, взявший тайм-аут в «Александринке», начнет репетировать «Честную жену». На главную роль театр пригласил Марину Неелову. Евгений Марчелли, весной приступит к «Дачникам», Дмитрий Акриш выпустит «Пролетая над гнездом кукушки», а студент 4 курса ГИТИСа (мастерская Каменьковича и Крымова) Сергей Окунев поставит пьесу Ирины Васьковской «Рэйп ми», читка которой с большим успехом прошла на фестивале «Любимовка».

Сам художественный руководитель театра Олег Меншиков, объявил о плане поставить пьесу Джона Осборна «Оглянись во гневе»

НА ПЕРЕДОВОЙ ПОЗИЦИИ — ЦИМ

В начале сезона в Центре имени Мейерхольда выходят если не самые, то одни из самых необычных проектов театральной Москвы. «Locker room talk» — спектакль-победитель резиденции Blackboх-2018, который предлагает задуматься об одной из болезней общества — сексизме. Главное в этом «синопсисе» глагол «думать». Именно думать и осознавать свои чувства предлагает ЦИМ в это сезоне. Быть думающим и осознанным — новый тренд, который рано или поздно поглотит все театральные площадки.

Второй спектакль «Кариес капитализма» — исследование о незавидной судьбе прекария в современном мире (к прекариям относятся бедные, мигранты, фрилансеры без постоянного дохода, в том числе художники).

Если все это пока для вас чересчур, то обратите внимание на премьеру Полины Стружковой «За белым кроликом» — спектакль, выросший из одного из лучших эскизов Детского уикенда «Золотой Маски». А также в этом сезоне присмотритесь к масштабной фантастической историю о том, «Как эстонские хиппи разрушили Советский союз».

«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА», РАМТ

январь 2020

Шекспировскую трагедию на большой сцене в январе выпустит главный режиссер театра. Это не первый спектакль Егора Перегудова в Российском молодежном театре, но первая его премьера в новой должности. Спектакль расскажет историю, касающуюся нас напрямую, без налета сказочности, картонных шпаг и склянок с подкрашенным гуашью ядом. 

«Есть мир, полный вражды и ненависти, а есть вызов этому миру, который выражается в любви и верности. Это выбор противостоять — даже понимая, что ничем хорошим это не закончится, что все мы всё равно обречены. Но не решившись на это противостояние, не перешагнув через черту, мы предадим что-то важное в себе», говорит о будущей постановке режиссер.

Другие планы театра:

Театр продолжит цикл спектаклей «Повести Белкина». Каждый новый выпуск театрального сериала будет делать другой режиссер: «Метель» (ноябрь 2019) — Александр Хухлин, «Гробовщик» (январь 2020) — Павел Артемьев, «Выстрел» (апрель 2020) — Егор Равинский и «Барышня-крестьянка» (июнь) 2020 — Кирилл Вытоптов. 

У художественного руководителя Алексея Бородина в планах сразу три спектакля: «Горе от ума» с подзаголовком «200 лет спустя», «Душа моя Павел» по роману Алексея Варламова и новая пьеса Тома Стоппарда «Леопольдштадт». Олег Долин выпустит спектакль по повести Чехова «Цветы запоздалые», а Галина Зальцман продолжит работу над повестью Тода Штрассера «Волна». Проект планируется осуществить совместно с Еврейским музеем и центром толерантности.

В этом плотном графике под знаком Х стоит спектакль Юрия Бутусова. Название, над которым он будет работать в РАМТе, обещают скоро огласить. 

«ПЕР ГЮНТ», ТЕАТР ИМЕНИ ВАХТАНГОВА

вс 22 сентября, вс 13 октября
Перейти на страницу спектакля

Первые показы «Пер Гюнта» Юрия Бутусова состоялись в финале прошедшего сезона, но это не помешало зрителям, уже видившем спектакль, снова купить билеты. Постановка по пьесе Генрика Ибсена оказалась ящичком Пандоры. Зрители не только следят за жизнью Пера в исполнении Сергея Волкова, но и проживают весь творческий путь режиссера, спектакль за спектаклем.

Другие планы театра:

22 ноября на малой сцене выйдет спектакль Николая Коляды по его собственной пьесе «Баба Шанель». Коляда — лучший режиссер своих текстов, в его постановке они обретают ту сентиментальную глубину, которая заставляет зрителя смеяться и плакать. 

А в ноябре 2019 года в театре выйдет спектакль «Превращение» по мотивам Кафки, поставит его любящий экспериментировать режиссер из Германии Йозуа Резинг. До этого он сотрудничал с Новым имперским театром в Санкт-Петербурге. 

ШКОЛА СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ – ДОРОГУ МОЛОДЫМ 

Главное направление последних сезонов в ШСП — найти новое звучание в работах молодых режиссеров и драматургов. Пока без дат, но уже известно, что: Денис Азаров поставит спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Тот самый день», Александр Баркар, воплотит на сцене пьесу Дмитрия Данилова «Свидетельские показания», Грета Шушчевичуте поставит сатирическая пьеса Андрея Райкина «Задняя часть слона», а уже в сентябре можно посмотреть премьеру «Солнечной линии» Ивана Вырыпаева в постановке Алина Кушим.

«В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», МХТ ИМ. ЧЕХОВА 

декабрь 2019

Сергей Женовач поставит на основной сцене театра спектакль, который будет посвящен грядущему юбилею победы в Великой отечественной войне, — «В окопах Сталинграда» по одноименной повести Виктора Некрасова. По словам режиссера, это буде полностью мужская история по честной повести.  

Другие планы театра:

Для тех, кто в меньшей степени готов к новой правде о войне, есть другая хорошая новость: в феврале 2020 года Оскарас Коршуновас обещает представить свою версию чеховской «Чайки».