После пиршества Пасхального фестиваля музыкальная жизнь стала спокойнее – самое время вспомнить о юбилеях.

Первым в списке почитателей талантов значится Большой театр. Его так долго корили за невнимание к собственным звездам, что театр в последнее время явно опомнился. Пару сезонов назад персональным фестивалем чествовали Плисецкую. В этом сезоне – даст бог – личного феста дождется Марина Тимофеевна Семенова (царственной Марине стукнет 100 лет). Следующий откроется фестивалем в честь Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. А сейчас своего гала-концерта дождалась замечательная Одиллия, лучшая Эгина и превосходная Мехмэнэ Бану Большого театра - Светлана Адырхаева.
Она пришла в театр в шестидесятые и начала сразу с королевы лебедей Одетты-Одиллии. Ее лучшие партии светились изяществом и лирикой, а особая ломкая линия тела осталась эталонной. В стране, где не было секса, Адырхаева сыграла римскую куртизанку Эгину в «Спартаке» на грани тонкой чувственности и распутства. А ее Мехмэнэ Бану из «Легенды о любви» по сей день осталась непревзойденной: ум, воля, чувство долга и громадная испепеляющая любовь лились из ее царственной героини в каждом жесте танцевального монолога.

 Ныне народная артистка Светлана Адырхаева работает балетмейстером-репетитором и ведет класс в своем главном театре, и назвать ее работу почетной пенсией не повернется язык у ее самых закоренелых завистников. Поскольку в плеяде ее учениц – сплошь звездочки нового поколения: Анна Антоничева, Анастасия Яценко, Екатерина Крысанова, Анна Леонова. Адырхаева оказалась тонким и умным учителем – ни одна из учениц не копирует ее манеру, но едва уловимо впитала ее пластику. В честь Светланы они танцуют на очень представительном гала-концерте – отделение отдано сцене из Спартака, отделение – сцене из Лебединого. А в дивертисменте есть раритетный номер «Птица и охотник» Леонида Якобсона на музыку Эдварда Грига и Монолог и адажио Мехмене Бану и Ферхада из балета «Легенда о любви», солировать в котором приедет в Москву любящая эту роль Ульяна Лопаткина.
Тремя днями позже Большой расщедрится на юбилейный концерт чудесного баса Владимира Маторина. Но правило «в России надо жить долго» лучше всех подтверждает абонементный концерт Дениса Мацуева, отмечающего 135 лет со дня рождения Сергея Рахманинова. Словно устав от собственного имиджа раскрепощенного академиста, с радостью играющего джаз, Мацуев предлагает программу самого строгого толка. Он и готовился к ней долго, тщательно, очень серьезно, выпустив предварительно диск – по стандартам западного менеджмента, но с русской одержимостью идеей. Итак, «Неизвестный Рахманинов». В афише Вариации на тему Корелли, соч. 42 (1931), Три этюда-картины, Прелюдия соль-диез минор. И премьера двух дореволюционных опусов Рахманинова, еще не искореженного ностальгией - Сюита для оркестра ре минор в версии виртуоза-автора для фортепиано и Фуга ре минор. Оба сочинения 1891, и представить их на суд публики для Мацуева – отдельная, дорогого стоящая радость первооткрывателя. Тут, конечно, нелишне вспомнить о хорошей школе, которая никогда не даст пропасть в попсовых дебрях стоящему музыканту. И с другой стороны, об открытости миру, которая только и дает возможность не играть до глянца заигранные сочинения, а искать что-то еще. Суперуспешный Мацуев, влетевший в «русскую полусотню» Форбса с доходом в 1,6 миллиона долларов, смиренно играет за роялем Сергея Рахманинова на настоящем воскресном концерте в Большом зале консерватории. Честное слово, как хорошо иногда не придумывать фейерверки и концепции, а просто заглянуть в календарь и справить юбилей. Тем более, что на свете немало достойных.