На «Таганке» играют «Замок» по роману Франца Кафки, а в «Современнике» выходит малоизвестная пьеса Андрея Платонова.

К 44 дню рождения своего театра Юрий Любимов выпустил спектакль по одному из самых странных романов ХХ века. Речь в нем идет о неком городке, где только и разговоров – что о волшебном Замке и его всемогущих обитателях, приблизиться к которым простым смертным не дано. В своем романе Кафка создал фантастическую и устрашающую аллегорию тоталитарного общества.
В спектакле Любимова герои послушно двигаются по кругу, отодвигая решетки турникетов (шаг влево, шаг вправо – дальше сами знаете что), скандируют речевки-зонги на стихи Иосифа Бродского и только задрав головы видят замок – роскошную хай-тековскую инсталляцию по рисунку Франсиско Инфанте. Поют и двигаются на «Таганке» безукоризненно, а сам спектакль лишний раз подтверждает, что театр Любимова был и остается не столько политическим (хотя современные аллюзии во время просмотра «Замка» неизбежны), сколько поэтическим.
Пьесу Андрея Платонова «Шарманка», как и «Замок», можно отнести к жанру антиутопий. У Платонова, на первый взгляд, нет никаких сложных аллегорий, действие происходит в одном из молодых совхозов. Однако узнаваемая советская действительность превращена в чудовищную фантасмагорию… Словом, нет ничего удивительного, что «Шарманка», вместе с другими произведениями Платонова, пролежала под запретом советской цензуры до конца 80-х. Актер и режиссер Михаил Ефремов уверяет, что впервые прочитал пьесу чуть ли не в рукописном экземпляре – и с тех пор хотел ее поставить. Теперь его мечта близка к осуществлению.

Окунуться в атмосферу старой коммуналки можно на спектакле Андрея Могучего «Школа для дураков». Атмосфера эта хоть и подзабыта, а кому-то и восе неизвестна, но, наверняка, запечатлена у всех нас в генетической памяти. Так что даже если вы еще не читали роман Саши Соколова, все равно обязательно оцените постановку Могучего, в которой быт коммуналки возведен до поэтического символа. Спектакль покажут в рамках программы «Эдинбургский Фриндж в Москве», она откроется 26 мая в Центре имени Мейерхольда.
Из старой коммуналки перенесемся в современную малогабаритку. Там живет юноша, избравший странный род занятий: изображать жертву во время следственных экспериментов. И хотя жилищные условия сегодня и улучшились, отношения между людьми – нет. А уж мысли юношу одолевают прямо-таки гамлетовские. В отличие от Гамлета, он не долго думает, прежде чем отомстить матери и отчиму, убившим (как ему кажется) отца. СпектакльКирилла Серебренникова называется «Изображая жертву». Если вы еще не смотрели фильм того же режиссера с тем же названием, стоит сначала отправиться в театр. Хотя бы для того, чтобы в оригинале услышать монолог капитана милиции, исполняемый Виталием Хаевым. Только вот детей в театр брать не стоит: герои пьесы братьев Пресняковых выражает свои чувства тем же языком, что и их реальные прототипы, активно пользуясь ненормативной лексикой.
Если же вы хотите сходить в театр с детьми, то смело отправляйтесь в МХТ на премьеру «Конька-Горбунка». Вас ждет зрелище веселое, яркое и музыкальное. Только учтите – сказку Ершова для современной сцены адаптировали все те же братья Пресняковы. Интервью с режиссером Евгением Писаревым.