В Театре на Малой Бронной вышла премьера спектакля по пьесе Тома Стоппарда.

Об «Аркадии», которую критики считают лучшей пьесой конца ХХ века, худрук Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов мечтал еще в те времена, когда играл Розенкранца в спектакле Евгения Арье по пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в Театре имени Маяковского. Но, придя на Бронную, понял, что начинать надо с чего-нибудь попроще. С мольеровских «Плутней Скапена» или с детской «Тайны старого шкафа». Сидя в переполненном премьерном зале, понимаешь, что привычный унылый дух, сложившийся на Бронной за последние пару десятилетий, Голомазов вроде бы сумел изгнать. На сцене – бодрые, со вкусом и к месту одетые артисты (художник по костюмам Виктория Севрюкова), обрамленные декорациями Алексея Порай-Кошица.

Действие у Стоппарда происходит в одном и том же английском доме, где гостил однажды Байрон. А теперь, двести лет спустя, современные хозяева дают костюмированные балы и приглашают ученых, исследующих эпоху романтизма и приписывающих поэту не случившуюся в реальности дуэль. В отличие от персонажей, титулованных историков Ханны и Бернарда, зритель понимает: самое важное, что происходило в этом доме, – не краткий визит Байрона, внесший всеобщую сумятицу, а уроки алгебры, которые приятель Байрона Септимус Ходж давал гениально одаренной хозяйской дочери, шутя решившей теорему Ферма и сгоревшей в огне пожара от упавшей свечи…

Фото В. Кудрявцева

Сделав камертоном действия двух талантливых молодых людей – недавнюю выпускницу своего курса в РАТИ Антонину Шеину (Томасина) и пришедшего на Бронную из питерского МДТ Данила Лавренова (Септимус) – режиссер доверил им сложнейшие диалоги, в которых научные парадоксы соседствуют с остроумными колкостями и затаенным флиртом. Актеры справляются с ними, избегнув крена в шутовство, но и не впадая в лженаучное занудство. Того же нельзя сказать об их окружении – выше своих голов артисты «Бронной» не прыгают. Впрочем, Сергею Голомазову удалось поставить спектакль так, что все прочие персонажи и впрямь кажутся пестрым, слегка навязчивым и необязательным фоном для этой искрящейся парочки. Как и лорд Байрон, который в пьесе Стоппарда так и не появляется.

Фотографии Владимира Кудрявцева, предоставлены театром.