В спектакле «Квартет» в театре «Сатирикон» Григорий Сиятвинда сыграл сразу 14 комических ролей и на утро после премьеры проснулся знаменитым. Но не успели зрители привыкнуть к образу комика-эксцентрика, как актер показал себя с новой стороны - блестяще выступил в трагической роли Войцека в спектакле Александра Назарова, а потом и вовсе в недавней премьере «Шантеклер» оказался едва ли не дублером Райкина.

— Григорий, Вы действительно играете в «Шантеклере» в паре с Райкиным?

— В этом спектакле у меня две роли - Дрозда и Директора театра. Изначально задумывалось, что Директором будет сам Райкин. Но он ни разу не сыграл эту роль.

— Как Вам удается столь часто и быстро меняться в «Квартете»?

—Сначала было тяжеловато. Выскакиваешь во время репетиции на сцену и вдруг забываешь, что ты должен играть. Начинаешь соображать: вспоминаешь голос, походку и только потом уже можешь свободно действовать. Мы долго репетировали этот спектакль. Сначала первую часть. Я думал: все, второй части мне не сыграть. Потом репетировали вторую часть и сыграли ее отдельно. Я опять решил: две части подряд - не смогу. А сейчас спокойно играю весь спектакль от начала до конца. В некоторые моменты даже удается отдохнуть.

— Интересно, когда?

— Отдыхаешь, пока говорит партнер. Это, как сердце, одна половина работает, а другая в этот момент «спит». Бывает, приходит второе дыхание. Я вспоминаю, как мы репетировали «Ромео и Джульетту». У меня долго не получался первый танец. Особенно последняя поддержка. Я хватаю свою партнершу и чувствую: все, больше нет сил. А ведь после этого нужно было ее еще перевернуть… Но ближе к премьере вдруг появились силы, я легко стал переворачивать (смеется).

— Расскажите подробнее о себе. Вы из актерской семьи?

— Нет, у моих родных не наблюдалось театральных увлечений, хотя мой дядя и отчим - художники. В школе оценки по математике и физике всегда были лучше, чем по литературе. У меня вообще «кибернетические мозги». Не зря же я сначала поступил в Тюменский индустриальный институт на факультет технической кибернетики и механики автоматизации производственных процесов.

- А как же Вы в конце концов оказались в театре?

- Я уже на первом курсе был отравлен театром, ходил в молодежную театральную экспериментальную студию «Мост», проводил там все вечера. Правда, ближе к концу первого курса я все больше думал об армии. Но, когда вернулся, сразу решил пойти в театральный институт. Не знаю, что творилось у родителей в душе, когда я сказал о своем желании. Но подозреваю, что им нелегко было это переварить.

— «Кибернетические мозги» в театре пригодились?

— Конечно. Они развивают холодность и трезвость. Актер не должен терять над собой контроль.

— Райкин легко отпускает актеров работать «на сторону»?

— Легко, если это никак не влияет на репетиции в театре. А если отпрашиваешься, все зависит от того, где и у какого режиссера собираешься играть. Надо сказать, мне в этом смысле везло. Пока выпускали «Шантеклера», я успел сделать еще два спектакля. Сыграл Войцека и ввелся в «Мужской сезон» с Любовью Полищук.

— Вы повторили в «Мужском сезоне» сценический рисунок, придуманный Домогаровым?

— Да, рисунок остался прежним. Просто чуть-чуть переписали пьесу. Придумали специальные репризы о моей внешности. Иногда на сцене нельзя совсем не говорить о том, как я выгляжу.

— Рассказывали, что это Вы предложили Александру Назарову поставить «Войцека»...

— Что вы! Я смирился с тем, что актеры ничего не выбирают и ничего не предлагают режиссерам, и потерял веру в то, что такое возможно. Это Сашина идея. И я сначала к ней относился очень скептически. Не хотел играть маленького, черненького несчастненького человека. Но Саша все придумал. Мы вытачивали этот образ вместе. Он как режиссер шел от меня. А я вспоминал свою любимую роль черта в дипломном спектакле «Бесы» по Достоевскому.

— А разве в этом романе Достоевского есть сцены с чертом?

— Нет, наш спектакль только назывался «Бесы», в нем были сцены из разных романов. Такая театральная «сборная солянка». Была и сцена Ивана с чертом из «Братьев Карамазовых». Я играл монолог черта под музыку Курехина - просто сумасшедшее сочетание. Репетируя Войцека, я мысленно проводил параллели с этой сценой. Мне всегда интересно играть что-то демоническое.

— И последний вопрос. Что Вы собираетесь делать в следующем сезоне?

Роберт Стуруа будет ставить в «Сатириконе» комедию Гольдони «Синьор Тодеро-брюзга». Приказа о распределении ролей пока не вывесили, но мне кажется, что я буду играть в этом спектакле. Мы задумали еще одну работу с Сашей Назаровым. Это будет антрепризная постановка. Но надеюсь, что качество работы не станет от этого хуже.