В Филиале театра "Школа драматического искусства" на Сретенке идут репетиции уникального театрального действа. Анатолий Васильев объединяет в одном спектакле "Илиаду" Гомера и восточные единоборства.

Гомер описал в “Илиаде” всего пятьдесят дней Троянской битвы. Герой Ахилл, воюющий за ахейцев, после оскорбления царем Агамемноном в гневе покидает поле боя. В его отсутствие ссорятся олимпийские боги и сражаются простые смертные. Ахилл возвращается в стан ахейцев только после гибели любимого друга Патрокла. Эпический размах “Илиады”, столкновения колесниц и поединки в звенящих боевых доспехах во все времена отпугивали театральных режиссеров. Представить себе подобное действо, похоже, можно было только в кино.

Внимание к древнему тексту вызвано особым интересом Анатолия Васильева к архаичным формам театра. В прошлом году в программе Васильева "Узкий взгляд скифа" на Театральной олимпиаде можно было увидеть все жанры пратеатра – от шаманских заклинаний до буддийских мистерий и православной литургической драмы. (Кстати говоря, программа в "Школе драматического искусства" отныне будет ежегодной, но на сегодняшний момент нет никаких сведений о том, чем пополнится ее афиша в этом году.)

Васильев использует в спектакле, разумеется, не весь текст эпоса, а ее предпоследнюю XXIII песнь: горестный плач ахейцев по Патроклу, обряд погребения героя, тризну и состязания, устроенные Ахиллесом в память о друге. Ритуальный плач по Патроклу звучит в исполнении хора акапелла. Музыку для “Илиады” в стиле доэллинских мелодий сочинил постоянный соавтор Васильева, композитор Владимир Мартынов. Драматические актеры вступают в действие, когда приходит время игр. Вместо описанных Гомером скачек, кулачного боя, борьбы и бега они виртуозно выполняют упражнения боевого искусства ушу, обращаясь с копьями, мечами и прочим военным снаряжением не хуже японских самураев.

Премьера “Илиады” состоится в следующем сезоне.