Алла Сигалова не любит дилетантов. Конечно, с талантом надо родиться, но наитие не поможет, если хореограф элементарно неграмотен. У занимающейся современным танцем Сигаловой классическое балетное образование. Еще она окончила режиссерский факультет Гитиса. А потом сочинила множество балетов, опер и драматических спектаклей…

У Сигаловой давно не было премьер в Москве. А ведь на рубеже 80 – 90-х годов редкий уважающий себя столичный театрал не видел ее работ. Тогда Сигалова поставила девять спектаклей, в том числе «Отелло», «Пиковую даму», «Саломею», «La Divina» про Марию Каллас... Был успех, но в 1995 году труппа сигаловской Независимой компании была распущена – из-за любви ее лидера к творческой свободе и отвращению к самоповторам. Согласитесь, далеко не каждый творец может сказать сам себе: все, финита ля комедия – то, что я делаю сегодня, себя исчерпало... Но Сигалова признается в том, что «возникло чувство выхолощенности, словно на пустом месте я стучу копытами».

Избрав стезю свободного художника, она не исчезла с хореографического горизонта и продолжает привлекать внимание. Зрители млеют на сигаловских «Грезах любви», знойном танго-опусе про русских эмигрантов в Париже. Совсем недавно, в конце октября, она выпустила очередную премьеру в Риге: оперу на музыку Раймонда Паулса. Сценарий по знаменитому фильму Феллини «Ночи Кабирии» Алла написала сама.

Просто непонятно, как при такой бешеной занятости она еще находит время быть арт-директором международного художественного проекта. Совместно с Российским театральным агентством Алла работает над проектом «Век Дягилева» – к столетию знаменитых «русских» балетных сезонов в Париже. Размах глобальный: оперный фестиваль, выставки живописи и фотографий, показы мод, документальное кино и, разумеется, фестивали современной хореографии... Летом в Москву привезут коллекции старинной моды Александра Васильева, а в самом начале июня на сцене Большого театра пройдут гастроли балета Монте-Карло.

Спектакли Сигаловой могут быть вполне красивыми, а не «грубыми» и агрессивными, как того требует сегодняшняя хореографическая мода. Но в общественном сознании Сигалова – все равно «авангардистка», которая с удовольствием взламывает все устоявшиеся принципы. Ее очередной проект – спектакль «Красные и черные танцы». Делать его помогает Театр Михаила Козакова. Новый проектный театр назван несколько пугающе: «Ангар», но это не значит, что танцевать будут в ангарах и цехах бывших фабрик, где все коммуникации наружу, а зрители боятся оступиться в этих «хайтековских декорациях». Просто продюсер «Ангара» Анна Ямпольская-Казакова хочет создать нечто интеллигентное и одновременно продвинутое. Алла Сигалова рассказывает читателям «ВД» о своей новой работе.

– Алла Михайловна, как бы вы определили свое место в российском балете?

– В стороне от этого большого потока. Балерина Ирина Генслер – я у нее занималась в хореографическом училище – как-то посмотрела давний мой спектакль «с разговорами» и сказала: «Это же Леонид Якобсон. Только зачем нужно было разговаривать? Танец все скажет». И она права. То, что я делаю, действительно похоже на манеру Якобсона (известного ленинградского хореографа-нонконформиста. – «ВД»). Он гений. И Эйфман, и Брянцев, и я – мы все немножко «вышли из шинели» Якобсона. А молодежь совершенно им не интересуется, и тащит все с Запада. В общем, за державу обидно…

– Для «Ангара» вы ставите танцевальный спектакль или синтетическое зрелище – со словами, видеорядом и прочими наворотами?

– Все это появится в моей следующей работе. В этой  только музыка и танец. Хореография – самоценный жанр, ему не нужны подпорки. «Красные и черные танцы» – это пять небольших балетов на вечную тему: Он и Она в разные моменты человеческих отношений. Отрезок жизни: сначала любовь, потом ненависть. Или в обратном порядке...

– Список композиторов, чью музыку вы берете, впечатляет. Любите разнообразие?

– У Равеля я выбрала «Болеро». В другом фрагменте прозвучит запись Гидона Кремера: он сыграл Астора Пьяццоллу, его знаменитую «Марию де Буэнос-Айрес». Еще я добавила музыку своего любимого композитора Амета Тертеряна (балет «Дуэт номер 3»). Увы, у нас нет технической возможности работать с большим оркестром, а Тертеряна надо играть, имея армянские музыкальные инструменты. Так что почти все балеты пойдут под фонограмму. Почти все, потому что музыку Леонида Десятникова под названием «Эскизы к закату» все-таки исполнит «вживую» ансамбль солистов под управлением Алексея Гориболя.

– А кто будет танцевать?

– Эгле Шпокайте – прекрасная балерина и драматическая актриса, сыгравшая Дездемону у Някрошюса, Алексей Овечкин – премьер балета Рижского оперного театра. И я тоже станцую…

Премьера «Красных и черных танцев» состоится 3 декабря в Театре им. Моссовета. 207-04-45