Начнем с теста…

1. Если вам с самого начала никто не обещал, что будет красиво.

2. Если артисты обливали друг друга водой, кормили рыбок мякиной, швырялись песком и плевались.

3. А вышедшие за ними следом подметали все это безобразие своими волосами.

4. Если ваш ребенок тяжело молчал всю дорогу домой, а под конец все-таки спросил: «А почему дядя снимал штаны?»…

…то вы побывали на спектакле современного танца.

C современным танцем в темпе марша с 11 по 15 декабря зрителей будет знакомить Второй фестиваль российских театров танца «ЦЕХ». Это очень крупное событие в мире столичного театра.

 

Балет невылупившихся птенцов

Семьдесят лет в нашей стране искусство танца подразделялось на балет и народный танец. Были, конечно, какие-то подтанцовки у «звезд советской эстрады», был ленинградский мюзик-холл, но ведь говорить об этом всерьез считалось неприличным: ну попрыгали, подвигали ногами – не о чем. В новом российском времени появились люди с новыми танцами. Абсолютно не похожими на то, что мы видели раньше. Откуда они появились, стало ясно на первых же спектаклях: танцевали дипломированные химики и биологи, за­скучавшие в салонах парикмахеры и бывший матрос. Элитой считались недоучившиеся режиссеры ГИТИСа и выпускники институтов культуры, в просторечии «кульков», спрятавшие свои дипломы «руководителя самодеятельного хореографического коллектива» куда подальше. Для своих занятий они арендовали скромные площадки в театрах, домах культуры и даже общежитиях.

Одним словом, очень быстро сформировалась пестрая толпа людей, которая стала заниматься современным танцем (con­temporary dance) по мере сил, ума и таланта. Тихой сапой вся эта компания стала собирать зрителей сначала в зальчики, потом в залы; кто-то выехал на гастроли и привез импортное подтверждение своего доморощенного таланта; кто-то стал зарабатывать на жизнь исключительно танцем, сделавшись профессионалом в общепринятом смысле. Словом, не замечать явление стало невозможно. Старые отечественные спецы озадачились, немного подумали и назвали движение «современным балетом». Все лучше, чем «это безобразие».

 

Кому грант пошлет

Вопрос, как выживать в отечестве, где тебя и назвать толком не сумели, стал для театров танца проблемным. Успевшие отхватить признание за рубежом и ласковые рецензии в России артисты отказали себе в праве зарабатывать плясками в ресторанах. Но собственного велосипеда придумать не смогли: во всем мире contemporary dance – занятие убыточное, позволяющее артистам заниматься любимым делом и сводить концы с концами. Гениальный менеджмент поможет сводить эти концы веселее, но виллы и миллионные гонорары – истории из других цехов. При развитом рынке на культуру, как известно, дают деньги крупные фирмы, фонды и государство. В России первые охотнее раскошелятся на шоу с громом фанфар, а у государства даже любимец-балет зачах. Озабоченные судьбой современного танца фонды есть только за рубежом. Участие в конкурсе на проедание гранта на какое-то время стало в России единственной возможностью выживания труппы contem­porary dance.

 

Делай «раз», делай «два»

Учитывая все это, можно считать, что фестиваль российских театров танца – чистой воды парадокс. По всем разумным доводам такие театры не должны плодиться по всей России и с маниакальным упорством выдавать премьеры. Тем не менее пять фестивальных дней состоят сплошь из премьер. Несколько участников – настоящие коты в мешке (тем интереснее их увидеть): «Босиком» из Йошкар-Олы, «Домино» из Коряжмы и петрозаводский «ДТЦ». Приедут и заведомо интересные Экспериментальная труппа Института танца Екатеринбурга и питерский театр «Игуан» иронично-трепетного Миши Иванова.

Вообще-то в современном танце не принято давать спектаклю адекватное содержанию название, дабы не спугнуть рой рождаемых танцем смыслов. Потому в «Обыкновенной истории про масло» уральской команды «Киплинг» будут скорее всего анекдоты из советского детства, в «Ожидании» Ольги Поны из Челябинска – деятельная поступь легендарной русской женщины из глубинки, а в «Полетах во время чаепития» «Провинциальных танцев» – этюды об особом «за-чайном» состоянии души. А основавший фестиваль москвич Саша Пепеляев в своем «ГнездеЧу» разберется с напитками покрепче и состоянием души погуще. Два вечера гостевой программы отдадут чешско-итальянскому проекту «Дежа Донне».

 

Сухой остаток

Если на вопрос, как они выживают, ответа не найти, то на вопрос об авторитете фестиваля ЦЕХ ответить легко. ЦЕХ не делает из своего танцевального форума крутой конкурс с назначением самых главных. Здесь важно показать, кто ты, что хочешь сказать и каким образом. То есть запечатлеть обыкновенный творческий процесс. А этого многочисленным столичным поклонникам современного танца только и нужно.