На юбилейном чеховском фестивале зарубежные режиссеры интерпретируют классические пьесы Антона Павловича, а русские изучают его биографию.

«Братья Ч.», Театр им. К.С. Станиславского, режиссер — Александр Галибин

Внеочередной Чеховский фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения главного русского драматурга, откроется спектаклем, бесконечно далеким от жанра панегирика. В каждой постановке радикала и бунтаря Франка Касторфа, возглавляющего берлинский театр «Фольксбюне», обычно скрывается какая-нибудь провокация. Вот и в классических «Трех сестрах» немецкий режиссер нащупал совершенно неожиданную тему социального неравенства как запала русской революции, которую подсознательно предчувствовал и транслировал в своих пьесах Чехов.

 В постановке аргентинского режиссера Даниэля Веронезе, напротив, нет жесткой режиссерской концепции и каких-то формальных изысков. Все действие его «Дяди Вани» разворачивается в небольшой выгородке вроде малогабаритной кухни, но темперамент и скорость, с которой актеры выпаливают текст, придают латиноамериканскому Чехову нездешнюю страсть и энергию. Страсти здесь кипят, как в сериалах: Войницкий от ревности и чувства безысходности бьется головой об стол, а пылкая Соня с розой в волосах в порыве гнева сама грозится пристрелить профессора Серебрякова.

Российские режиссеры, уставшие так и эдак интерпретировать чеховские пьесы, подходят к юбиляру с другой, неофициальной стороны. Сергей Женовач в своей «Студии театрального искусства» готовит постановку по чеховским записным книжкам, но его премьера, намеченная на конец мая, на момент сдачи номера была отложена.

Александр Галибин тоже решил заняться чеховской биографией. В театре Станиславского он ставит историческую пьесу Елены Греминой «Братья Ч.», семейную сагу о юности драматурга. Здесь будущий великий писатель еще здоров, весел и полон сил. Он содержит большую семью и пишет для заработка рассказы, к которым никто не относится серьезно. Летним погожим днем в гости к Чеховым приезжают две хорошенькие девушки. Молодые люди кокетничают, пьют чай и водку, выясняют отношения, а в это время решаются их судьбы. В спектакле выясняют, что такое родственные узы, может ли любовь спасти талант, и почему из трех одаренных братьев гением стал только один.