В Москве начинается фестиваль Net. Журнал «Ваш Досуг» рассказывает о том, что сегодня «носят» в актуальном европейском театре.

Главных тенденций в афише нынешнего фестиваля Нового Европейскогот театра (сокращенно NET) можно усмотреть три:


Сцена из спектакля «Мертвые души» Кирилла Серебренникова

Staging abroad

Это распространенное на Западе словосочетание означает, что режиссер работал над спектаклем не со своей труппой, а в чужой стране и на чужом языке. По-русски звучит многословно, а по-английски емко — к прозрачности границ в Европе давно привыкли. Впрочем, Москва тоже уже не удивляется, узнав, скажем, что в Театре наций работает знаменитый болгарин, автор фильма «Дзифт» Явор Гырдев. Поставленный им с нашими актерами спектакль «Метод Гренхольма» (9, 10 ноября, Театр им. А.С. Пушкина), где зритель становится соучастником дьявольского эксперимента, который проводят работодатели над своими будущими сотрудниками, войдет в афишу NETa. А Кирилл Серебренников покажет на фестивале «Мертвые души» (17, 18 ноября, Театр им. А.С. Пушкина), выпущенные им в прошлом сезоне в Национальном театре Латвии.

Классический вопрос

Не удивляйтесь, если придя на спектакль, вы не сразу узнаете знакомый с детства сюжет. По канве классики нынешние режиссеры вышивают свою собственную историю, от чего иные блюстители традиций приходят в ярость. Но в конце концов книгу можно и дома почитать, а такая вот «модная» классика куда важнее пыльных академических постановок, на которые распространители билетов загоняют школьников. В общем, если хотите увидеть, как персонажи «Мертвых душ» Серебренникова, собравшись в гараже, наперегонки запускают автомобильные колеса под гоголевское «А доедет ли до Казани?», — вам сюда. Стоит также посмотреть видеоинсталляцию по «Вишневому саду» Live «Cherry orchard» финна Кристиана Смедса (21, 22 ноября, «Актовый зал»), снятую им под Вильнюсом на старой даче. Все обитатели этой дачи — знаменитые литовские актеры — произносят чеховский текст как монологи наших современников. Нельзя пропустить и «Палату № 6» (14 ноября, «Дворец на Яузе»), поставленную болгарином Димитрием Готчевым в берлинском «Дойчес- театре». В этом смешном и страшном спектакле герои произведений Чехова сводят с ума не доктора Рагина, а самого Антона Павловича — и в финале упекают его в психушку.

Молчание — золото

Сегодняшний театр учится обходиться без слов — они слишком затерты и обесценены. Молодой венгр Виктор Бодо поставил в австрийском Граце спектакль по пьесе Петера Хандке «Час, когда мы ничего не знали друг о друге» (28 ноября, «Дворец на Яузе»). Персонажи этой пьесы ничего не говорят, а «текст» состоит из сцен городской жизни, которые Бодо сумел превратить то ли в цирк, то ли в драматический балет, насыщенный музыкой и трюками. Задача Бодо — показать вопиющую нелепость нашей с вами жизни. Видевшие спектакль утверждают, что знать заранее содержание пьесы Хандке совсем не обязательно. Что, кстати, относится ко всем спектаклям нынешнего NETa. Во-первых, всегда есть бегущая строка перевода, а во-вторых, в современном театре перевод не очень нужен. Театр ведь действительно — поверх барьеров.

Рекомендации идеолога Net Марины Давыдовой:

«Думаю, что первый номер нашей программы — спектакль «Час, когда мы ничего не знали друг о друге». С моей точки зрения, Виктор Бодо — восходящая звезда венгерского театра. По мощи он не уступает своему знаменитому соотечественнику Арпаду Шиллингу, хотя работает в более гротескном ключе. Его спектакль — это виртуозное шоу, понятное и обычному зрителю, и интеллектуалам. Среди тех, кого мы уже знаем, я бы выделила Алвиса Херманиса и его спектакль «Поздние соседи» (23, 24 ноября, Центр им. Вс. Мейерхольда) по рассказам Зингера, поставленный в мюнхенском «Каммершпиле». Позитивное мировосприятие, характерное для этого режиссера, столкнулось с остротой, бурлеском и хорошей злостью, которая свойственна немецкому театру. Результат вышел очень интересный. Ну и «Палата № 6» — мы с Романом Должанским не раз хотели привести в Москву спектакли Димитрия Готчева. Он давно живет в Германии, был другом и одним из лучших постановщиков Хайнера Мюллера. Его спектакли бывают иногда очень сосредоточенными, интеллектуальными. А бывают, наоборот, живыми и ироничными. «Палата № 6» — как раз такой случай».