На этой неделе можно увидеть сразу два громких спектакля с участием студентов Кирилла Серебренникова: «Отморозков», получивших главный приз фестиваля «Твой шанс», и авангардных «Фей». Must see для тех, кто ценит современный театр без розовых очков.


«Феи»

К курсу Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ приковано повышенное внимание. Ведь интересно, кого воспитает самый яркий, скандальный и креативный режиссер нашего времени, которого одни превозносят, а другие обливают ядовитой слюной. Конечно, тут не обходится без зависти. Ведь вчерашние пацаны уже играют в репертуарном спектакле МХТ им. А.П. Чехова. Спектакль «Феи» создан в рамках проекта «Французский театр. Впервые на русском», который курировал тот же Серебренников. Французский режиссеравангардист Давид Бобе и драматург Ронан Шено придумывали спектакль про современную молодежь вместе с его студентами, по ходу репетиций подгоняя текст под русские реалии. Получился яркий по форме, но довольно расплывчатый по содержанию портрет поколения 2000-х. Молодые люди бьются в истерике на залитой водой сцене (действие пьесы происходит в ванной) и вслух размышляют о том, кто мы, куда идем и чего хотим от этой жизни. На белой кафельной сцене транслируют живое видео и броские рекламные слоганы – символ общества потребления, выбранного здесь главным объектом протеста. Спектакль выглядит по-европейски стильно и современно. Но отсутствие жесткого драматургического каркаса сказывается: слишком много воды в прямом и переносном смысле.

Другое дело «Отморозки». Спектакль по повести Захара Прилепина «Санькя» силен уже своей литературной основой – горячей, захлебывающейся гневом и горечью историей современных революционеров, героев Манежной площади. Но Кирилл Серебренников не разделяет радикальных идей автора, известного нацбола. Для него «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» ничем не лучше лживого и кровавого режима. Он просто предлагает задуматься о стране, в которой мы живем. «Ре-во-лю-ци-я» – сначала шепотом, потом все громче и громче скандирует толпа агрессивных оборванцев, надвигающихся на публику из глубины сцены. Это почти документальные зарисовки – студенты Серебренникова ходили на митинги и общались с «лимоновцами» и прочими молодежными группировками. Дальше начинается сюжет про мальчика Гришу, который встречает на баррикадах свою первую любовь, попадает из-за нее в кутузку, но не предает товарищей, а в конце погибает, захватив здание местной администрации. Все это поставлено очень просто, без привычных серебренниковских изысков и кунштюков. Режиссер здесь тактично отходит на второй план, выводя вперед молодых актеров, играющих искренне и истово. И вот этот яростный юношеский максимализм и азарт подкупают в спектакле больше всего. Давно мы не видели такого острого и честного политического театра.