Актрису впору вносить в книгу рекордов Гинннеса. Почти все фильмы с ее участием получили награды на разных престижных фестивалях. В конце сентября Ольгу можно будет увидеть и на театральной сцене — она сыграет в комедийном спектакле по рассказам писателя-юмориста Аркадия Аверченко «Дамочка, или превратности любви».


Сцена из спектакля «Дамочка,или превратности любви»

О спектакле «Дамочка, или Превратности любви» много восторженных отзывов в интернете. Как, по-вашему, почему зрителям он нравится?
Мне всегда сложно отвечать на этот вопрос. Не хочется говорить общих фраз про остроумный текст Аркадия Аверченко, про крепкую талантливую режиссуру Игоря Войтулевича, про голос великого Карузо, который временами звучит контрапунктом, про замечательных моих партнеров — Андрея Чернышова и Виктора Супруна. Собственно, я почти ответила!

В спектакле вы играете поочередно с Екатериной Стриженовой. Чем отличаются ваши роли?
Зрители говорят, что у нас два совершенно разных спектакля. Я очень люблю Катюшу, мы хорошо существуем вместе, но, к сожалению, я не видела ее исполнения.

Ольга, а у вас в принципе есть карьерная планка? К чему вы стремитесь? Ведь если судить по кино — у вас же просто какое-то немыслимое количество наград!
Актеру существовать в профессии сегодня очень непросто. Потому что, во-первых, реально мало интересных предложений. А во-вторых, идет постоянный неравный бой между телепродукцией и большим кино. И в него вовлечены почти все артисты. И знаете, самое интересное и странное во всем этом — никто до сих пор не знает, кто же победит — кино или ТВ. Уже который год я слышу: смотреть на кинофестивалях нечего, а вот в сериале таком-то артист такой-то недурно сыграл и получил высокий рейтинг. И этот рейтинг якобы улучшил его реноме. Вы спрашиваете, к чему стремиться? К тому, чтобы не стало совсем скучно. Вот такой пессимистичный ответ.


Сцена из спектакля «Дамочка, или превратности любви»

Между тем на Западе сериалы — серьезный жанр. А что у нас? Актеры по-прежнему считают зазорным сниматься в российских сериалах?
Как артистка, которая снимается в сериалах, могу сказать: они год от года становятся лучше, повышается их уровень — технический, художественный. Если честно, я не люблю сериалы. Но справедливости ради нельзя не отметить, что в своей массе сериалы сегодня стали лучше, а кино — почему-то нет. Ну и потом, величина гонораров в сериалах греет сердце даже самым убежденным сериальным противникам.

А правда, что в сериале тяжелее сниматься, чем в кино?
Все от материала зависит. В сериалах обычно работа жесткая, почти лишенная творческого начала. Есть утвержденный сценарий, есть точный расчет количества отснятого полезного материала за каждый 12-часовой рабочий день. И нарушать эту заданность не рекомендуется. Любой неотснятый «хвост» будет «умещен» в следующий день. Сейчас вы снимаетесь в сериале «Земский доктор» и фактически живете в Ярославской области. Как вас принимает тамошняя публика? Узнают на улицах? Автографы просят? Да, люди здесь добрые, простые и отзывчивые. Помогают нам со съемками, как могут. Проходя мимо съеочной группы, почти всегда останавливаются и интересуются: что снимаем, когда ждать на экране. Конечно, и фотографируются, и автографы просят — это все как обычно. Но должна вам сказать, что жизнь в российской провинции очень сложная. С одной стороны — красивая природа, приветливые люди, продукты с огорода. С другой — социальная неустроенность и незащищенность. Я сейчас снимаюсь в Угличе и активно занимаюсь организацией ремонта Угличского детского дома. Когда я вошла в него впервые, испытала настоящий шок. Это здание 1851 года, и такое ощущение, что ремонта не было с того времени!


Кадр из фильма по роману Достоевского «Идиот»

Вы очень известная актриса, но в светской жизни Москвы не сильно участвуете — не тусуетесь, не ходите на гламурные презентации. Почему?
«Не сильно участвуете» — мягко сказано. Когда-то, когда я была молодой начинающей артисткой, я много куда ходила, ездила на все фестивали мне была интересна вся эта новая, неизвестная жизнь. Сейчас уже нет. Я понимаю, чего хочу, у меня появилось много забот, и я стала очень ценить свое время. Мне жалко его «тусовать». Пиаром тоже никогда не занималась, мне кажется это смешным. Многие меня ругают, что я никак не сделаю своего официального сайта, не появляюсь ни в каких социальных сетях. Но что поделать, это характер. Я считаю, что все, что мне нужно, найдет меня само. Такое ощущение, что вы очень серьезно относитесь к жизни, — работа, благотворительность, семья. Никаких тебе мелких удовольствий — вкусной еды, поездок на курорты, ничегонеделанья... Ну уж нет, вы не правы! В душе я самый настоящий сибарит! Только очень глубоко в душе. И курорт, и еда, и в потолок поплевать. Но больше всего я люблю любоваться природой, часами могу смотреть на реку, лес, облака. Летом в Угличе невероятно красиво, и у меня все поет внутри. Я живу в гостинице на берегу Волги и могу наблюдать и рассвет, и закат, когда время позволяет. Для меня это настоящий отдых, и душевный, и физический.


Кадр из фильма «Граница. Таежный роман»

А когда вы в Москве, куда-нибудь успеваете ходить: премьеры, выставки?
Для меня самое важное событие летом — Московский кинофестиваль. Я всегда смотрю программу документального кино, ретроспективы и мастерские. То, чего студенты театральных вузов лишены, — просмотр классики на большом экране. А большое кино нужно смотреть только на большом экране — это важно. Раньше фильмы делали с такой энергией и страстью, что поневоле думаешь: не совсем уж я и идиотка, что выбрала эту профессию. Вот так посмотришь во время фестиваля несколько шедевров, вдохновишься — и начинаешь верить, что золотой век кинематографа еще вернется. Обязательно!

Справка
Всенародную известность Ольга Будина приобрела в 1999 году после того, как сыграла главную роль в фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман». В этом же году Московский кинофестиваль открылся картиной Глеба Панфилова «Романовы — венценосная семья», где Ольга сыграла великую княжну Анастасию Романову, а годом позже появился уже культовый «Дневник его жены» Алексея Учителя, в котором Будина сыграла роковую любовь писателя Ивана Бунина. Потом были блестящие роли сразу в нескольких фильмах: «Идиоте» по Достоевскому (2003) — в этом фильме участвовали ведущие российские актеры; историческом сериале «Баязет» (2003) по роману Валентина Пикуля; многосерийной драме «Московская сага» (2004) по Василию Аксенову; историческом фильме «Жена Сталина» (2006), в котором у Будиной трагическая роль — Надежда Аллилуева. Ольга — единственная актриса в России, фильмы с которой дважды выдвигались на «Оскар». В 2007 году вышла в свет книга Будиной «Говорящая беременность», основанная на ее собственном опыте. По результатам масштабного социологического исследования, Ольга вошла в тройку «10 самых красивых женщин современной России».