В «Табакерке» выпускают старый добрый водевиль — лучшее согревающее средство. Принимать в любой дозировке.

Пока другие театры заманивают публику именами модных авторов, здесь решили вспомнить старинный русский театральный жанр — водевиль. Этому удивительному факту есть вполне биографическое объяснение. В 70-х годах Олег Табаков снялся в роскошном фильме Александра Белинского «Лев Гурыч Синичкин» вместе с Андреем Мироновым, Нонной Мордюковой и Михаилом Козаковым — и теперь решил вернуть это название на сцену.

Старинный водевиль Дмитрия Ленского шел во все времена — и на императорских сценах XIX века, и на подмостках советских театров. Плодовитому драматургу, актеру и переводчику Дмитрию Ленскому (за свою жизнь он сочинил около ста водевилей) удалось так ловко перенести французский сюжет на русскую почву, что сам неистовый Виссарион Белинский похвалил его работу. Простенький сюжет о пожилом актере, мечтающем о главной роли для своей дочери Лизочки, и о кознях стервозной примы Сурмиловой, не желающей уступать дебютантке пальму первенства, позволяет поразмышлять о нравах театрального закулисья. Первые зрители водевиля узнавали в чертах драматурга Борзикова (эту роль и играл когда-то Олег Табаков), волокиты графа Зефирова и директора Пустославцева вполне определенных людей. Со временем имена прототипов забылись, но типажи театральных завсегдатаев с говорящими фамилиями — князь Ветринский, актеры Чахоткин и Напойкин — остались прежними и всем хорошо знакомыми. В советские годы водевиль Ленского поставили в Театре имени Вахтангова со злободневными интермедиями Николая Эрдмана. Это была первая большая режиссерская работа Рубена Симонова. В 50-е годы появилась и экранизация с Василием Меркурьевым и Михаилом Яншиным, где одну из ролей сыграл молодой Юрий Любимов. А потом уже тот всеми любимый фильм, о котором сказано выше. По сути, это был один из первых советских киномюзиклов, хотя таких слов тогда не употребляли — фильм назвали просто музыкальной комедией.

В «Табакерке» решили расставить все точки над «i» и превратить старинный водевиль Ленского в современное модное зрелище. Режиссер Юрий Еремин перенес действие спектакля в 20-е годы XX века — эпоху нэпа и джазовых оркестров. В качестве музыкальной основы взяли произведения пионеров советского джаза — Цфасмана и Варламова, а также Александра Вертинского. Исполнять их будет настоящий джаз-бэнд, расположившийся на сцене. Новые слова к песням написал Юрий Энтин: он признался, что работа шла так же легко, как над незабвенными «Бременскими музыкантами» — все было сделано за одну неделю.

В новом мюзикле у каждого героя будет свой коронный номер, так что работать над джазовым вокалом приходится всем: и опытному Михаилу Хомякову, который сыграет самого Льва Гурыча, и молоденькой Нине Гусевой, которой знакомы все треволнения ее героини, дебютантки Лизочки, и Дарье Калмыковой в роли капризной и непредсказуемой примы Сурмиловой.

Фото — Екатерина Цветкова